Домой Спортивные Настольные игры хантов и манси. Традиционные игры и состязания народов манси. На новое стойбище

Настольные игры хантов и манси. Традиционные игры и состязания народов манси. На новое стойбище

Ольга Александровна Елизарова
Подвижные игры народов ханты

Актуальность : В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных народов севера

Народные игры хантов являются неотъемлемой частью

физического

интернационального

духовного

патриотического воспитания

игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры . Они определяют весь ход игры , регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.

Основным условием успешного внедрения игр хантов в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в игры народов ханты .

Итак, игры народов ханты в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования чувства патриотизма, активной личности, которая сочетает в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Публикации по теме:

Подвижные игры народов Дагестана Неоценимым национальным богатством являются народные игры: дагестанские, русские, зарубежные. Они вызывают интерес не только как жанр устного.

Кубанские подвижные игры Ручеёк Цель: прививать интерес к кубанским народным играм, развивать быстроту, технику движений, точность. Играющие встают парами друг перед.

Игры и игрушки народов ханты и манси Игры и игрушки народов ханты и манси Мой народ, в каком краю земли Ты рождён природою предвечной? Сквозь туман веков тебя вели Труд и сила.

Конспект занятия «Медведь-священное животное народов ханты и манси» Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси. Цель: 1. Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты.

Народные подвижные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается.

Конспект занятия «Праздники и игры народов ханты и манси» Цель: Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Задачи: Расширять знания детей о коренном населении Ханты-Мансийского.

Подвижные игры народов Поволжья (средняя группа) Содержание 1. Русская народная игра «Горелки с платочком» 2. Русская народная игра «Горелки» 3. Русская народная игра «Малечена-калечена.

Надежда Верещагина
Жизнь-игра народов Ханты-Манси Конспект совместного спортивного мероприятия с родителями - праздник подвижных игр.

Жизнь-игра народов Ханты , Манси. ”

конспект праздника спортивных игр с родителями

Цель : знакомить детей с играми народов Севера .

Задачи :

1. Закреплять навыки бега, прыжков, технику метания мяча в цель.

2. Развивать ловкость, быстроту, внимание, прыгучесть, координацию движений, умение увертываться от ловящего, ориентировку в пространстве, скорость бега.

3. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма, уважение к народам Севера , их традициям и обычаям.

4. Способствовать сплочению семьи путём проведения совместных игр .

Предварительная работа : Воспитатель беседует о коренных жителях Севера : Ханты и Манси . Рассказывает им о том, как Ханты выживают в суровых условиях Севера : ловят рыбу, охотятся на зверей и птиц в тайге, летом собирают грибы и ягоды.

Инвентарь : 6 пластины. 3 ориентира, снежок на каждого ребёнка, макет оленя – 2 шт., макеты нарт – 4 шт., имитации оленьих шкур – 2 шт., чум – 2 шт., стойки – 2 шт., маска «Хейро» (солнца, маска Совы.

Ход праздника Подвижных игр

Инструктор встречает детей в спортивном зале , украшенном в соответствии с тематикой праздника .

Инструктор :

В мечтах лечу, лечу,

В страну снегов и льдинок,

Увидеть там хочу

Рождение снежинок.

Мой Север - мой кумир,

Сейчас закрою веки :

И мне волшебный мир

Запомнится навеки.

Ира Куприянова

Дорогие ребята! Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по Северу. Ну что, готовы в путь? (гаснет свет, идёт презентация про Север)

Дети : Да!

Инструктор : (комментарий к презентации)

Ребята! А Вы знаете, в каком крае и в округе мы живем? СЛАЙД 1. Да, мы с вами живем в замечательном крае, в красивом Ханты-Мансийском округе . СЛАЙД 2-5. Здесь очень красивая природа, много богатств. А как он называется одним словом? (Югра)

Много веков здесь живут люди, которых мы называем коренными жителями Югры. Кто это? (Ханты и манси ) СЛАЙД 6-7-8. Сегодня мы узнаем немного о их жизни , о интересных их играх. А сделаем мы это в виде соревнований.

А сейчас внимание, вопрос? Как Вы думаете чем занимаются народы Ханты и Манси (ответы)

Все дети народов Ханты и Манси имитируют игры и действия взрослых в быту и в жизни , которое пригодятся в дальнейшей жизни оленеводов , охотников, рыболовов и просто жителей тайги. А там где живут народности севера Ханты и Манси очень много препятствий и конечно же их нужно преодолевать.

Большую часть своей жизни ханты и манси живут в лесу и питаются тем, что дает им лес. Что можно найти в лесу съедобное? СЛАЙД 9-10-11. Все это называют дикоросами (назвать слайд и перечислить картинку)

Большими помощниками в жизни коренных народов являются олени . СЛАЙД 12. Они дают им мясо, молоко. Являются средством передвижения. Прежде чем запрячь оленя в упряжку, надо его поймать. Для этого они используют длинную веревку, которая называется тынзян. СЛАЙД 13 Как Вы думаете Ханты и Манси занимаются охотой (ответы детей)

ЧИТАЮ СТИХ

Рады взрослые и дети

Когда беленький как снег,

В стаде первый олененок

Появляется на свет.

Когда появляются оленята, для народов севера - это праздник новых надежд на благополучие всего года. На празднике проводят игры и песни.

Это игра «Ловля Оленей»

Прыжки через нарты-сани

Полярная сова и евражки (грызун)

В поисках Хейро (солнце)

Кроме того, что олени дают мясо и молоко, из их шкур ханты и манси делают дома . А как называется дом, в котором живут ханты и манси ? СЛАЙД 14. «ЧУМ» (Слайд 14а)

Дом построили. Оленя поймали. Запрягли в упряжку и СЛАЙД 15…поехали. А вот куда поехали…

На речку. СЛАЙД 16. Зачем? Ханты и манси замечательные рыбаки. СЛАЙД 17.

Рыбкой запаслись. Пора и на охоту. Охотник должен быть сильным и ловким. СЛАЙД 18

Быть сильным для охотника важно, т. к ему часто приходится в поисках добычи, проходить большие расстояния по глубокому снегу на лыжах. СЛАЙД 10.

Инструктор : Сегодня на нашем празднике подвижных игр присутствуют родители… .представители малочисленных народов севера ханты и манси – Уляшева Елена Курманбаковна, бабушка Уляшевой Марии. Предоставляем ей слово…

говорит бабушка (продолжение презентации с 21 слайда)

Бабушка (приветствует гостей на родном языке) : Вуща вула» (северный диалект, «Пытя вэл» (восточный диалект) - «Здравствуй, живи!» .

…презентация…

Бабушка : Вот такой замечательно-необыкновенный наш край – Ханты -Мансийский автономный Округ. Могучий, бескрайний Север.

Инструктор : Елена Курманбаковна, вы столько знаете, стольким поделились с нами… может быть, вы проведёте с нами несколько игр? Мы будем рады. (бабушка заранее подготовлена)

(из числа родителей выбрать помощников ) .

1 задание : Бег по кочкам.

На старте 3 участника. У каждого в руках 2 пластины (имитация кочек) . По сигналу участники кладёт 1 пластину на пол, встают на неё ногами, затем кладут вторую пластину, переходят на неё, перекладывая первую пластину вперёд и переходя на неё и так до конца болота. Кто вперед справиться с заданием.

(инвентарь : 6 пластины. 3 ориентира)

2 задание : Охота на оленей.

На старте по 2 команды. По сигналу 1 участники бегут до отметки, садятся на голень. Берут в руки теннисный мяч (шар, снежок или др.) и с расстояния 3 м метают в оленя. Бегут к команде, передавая эстафету следующему игроку. (руки вверх, значит закончили игру)

(инвентарь : снежок на каждого ребёнка, макет оленя – 2 шт.)

Инструктор : Молодцы! Отлично справились и со 2 заданием!

3 задание : Юкагирская игра «Нарты-сани»

Эстафета. Дети делятся на две команды. Игроки по очереди должны добежать до нарт, перепрыгнуть через них двумя ногами и вернуться на линию старта. (Расстояние между нартами 1м, количество по 2 на команду.)

(инвентарь : макеты нарт – 4 шт.)

4 задание : Катание на оленьих шкурах.

На старте 2 команды. На полу перед стартом лежит оленья шкура (покрывала) . По сигналу двое родителей в каждой команде берутся за края шкуры, а по 1 участнику из команды (садятся на шкуру спиной к извозчику, которые тянут вперед шкуру до своего жилища (чума - сделанного из ватмана, либо до оленя) . Высаживают и так до тех пор, пока вся команда не будет перевезена.

(инвентарь : имитации оленьих шкур – 2 шт., чум – 2 шт., стойки – 2 шт.).

Инструктор : Молодцы, прекрасно покатались!

Бабушка : Вы уже знаете, что на Севере солнце очень редко и недолго радует своим теплом. Именно поэтому народы нашего севера обращаются к солнышку в своих песнях, сказках, играх с просьбой согреть их и подарить им как можно больше теплых и солнечных дней. Давайте и мы сейчас с вами позовем солнце, поиграем в игру «Хейро» в переводе с ненецкого «Солнце» .

4 задание : Подвижная игра «Хейро» . (ведущим берём родителя )

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят : «Хейро!» . Ведущий – Солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда Солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны)

Правила игры. Все игроки должны увёртываться от Солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Последнее задание : Полярная сова и евражки (грызуны) (ведущим так же можем взять родителя )

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Инструктор : Вот и справились мы со всеми заданиями и играми Елена Курманбаковна.

Бабушка : Замечательно справились!

Инструктор : А путешествие по Северу подошло к концу. О каких играх народов Севера вы узнали ? Вам понравились новые игры, которые провела Е. К.? Вы были активными, ловкими, быстрыми и внимательными. Молодцы! Всем спасибо!

Бабушка : А я хочу подарить вам на память эти магнитики (магнитики с тематикой ХМАО)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА

Олени и пастухи

Все игроки - олени, на головах у них атри­буты, имитирующие оленьи рога. Двое веду­щих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет­лей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, уверты­ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута /

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно толь­ко по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени ста­раются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охот­ники сидят за кустами. На сигнал «Охот­ники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продол­жается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь , дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Х лопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» вс е выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры . Выигрывают те дети, у кото рых в кругу оказалось большее число иг­роков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять дви­жения можно только по сигналу «Ветер!» пли «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или бы­стрый бег, боковой галоп и т. д.

Ручейки и озера

Иг роки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ру­чейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей ко­лонне). На сигнал «Озера!» игроки останавли ваются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за дру­гом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.

Рыбаки и рыбки

Па полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы ры­баки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстоя­ние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает пра­вую руку тому, с кем он стоял в паре, го­воря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно толь­ко правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-раз­ному: важно, не торопясь; радостно, впри­прыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

- Вы смелые ребята?

- Смелые!

- Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, тр и (пауза). Кто смелый?

- Я! Я!..

- Бегите!

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегаю­щих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от веду­щего. Ловить за шнуром нельзя.

Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее при­бежит и не заденет нарты. Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очер­ченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он под­считывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - ев­ражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого буб­на евражки бегают на площадке, на гром­кий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отме­чают тех игроков, кто отличился большей вы­держкой.

Правила игры . Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каж­дый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку коман­ды. Победителем считается та команда, ко­торая раньше закончит бег.

Правила игры . Игра проводится по прин­ципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Оленьи упряжки

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, пере­ходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры . Преодолевая препятст­вия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для бере­говых чукчей.

Важенка и оленята

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).

На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины -

играющие оленята свободно бегают по тунд­ре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойман­ного олененка волк уводит с собой.

Правила игры . Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ло­вить только по сигналу и только вне до­мика.

На новое стойбище

Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последова­тельности.

Правила игры . Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность со­храняется и после привала.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть сопер­ника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике олене­водов.

Правила игры . Начинать перетягива­ние каната можно только по сигналу. Ко­манда, перешагнувшая черту, считается по­бежденной.

Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очер­чивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (кос­нуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры . Выбегать из круга мож­но только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это бе­лый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По­лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры . Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солн­це. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

Нянь-нянь (хлеб),

Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуют­ся две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры . Выигрывают те пары, ко­торые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

Правила игры . Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Ледяные палочки (Сюлы)

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Не­сколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и стано­вится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, про­пуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры . Сюлы должна лететь толь­ко в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Тройной прыжок

На снегу проводится черта, играющие стано­вятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры . Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

В
арианты.
Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого пры­гают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на волка

Охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он дол­жен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры . Кидать мяч в волка сле­дует с заданного расстояния.

Ловкий оленевод

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Пооче­редно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим счи­тается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры . Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они разме­щаются на той стороне площадки - тундры, где имеются пособия, на которые можно вле­зать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобнов­ляется.

Правила игры . Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ло­вить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Нанайская борьба

Играют парами на мате или на ковре. Играю­щие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Вы­игрывает тот, кто достиг цели, уложил про­тивника на лопатки.

Правила игры . Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Дер­жась за палку двумя руками и упираясь ступ­нями ног о ступни другого, начинают пере­тягивать друг друга. Выигрывает тот, кто пере­тянет соперника за черту.

Правила игры . Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять по­ложения ступней ног.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Веду­щий подбрасывает мяч вверх. Если мяч пой­мают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девоч­кам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры . Передавая мяч, нельзя ка­саться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

Солнце (Хейро)

Играющие становятся вкруг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны)

Правила игры. Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки.

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного края шнура до другого.

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ХАНТОВ И МАНСИ

Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.

Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласа, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.

Стрельба из лука

Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу.
Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.

Прыжки на одной ноге

Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положение – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.
Игра способствовала выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.

Прыжки на двух ногах

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч. Игрок, достигший финиша первым становился победителем. Прыгучесть, сила ног и спины, быстрота, ловкость.

Заячьи следы

Летом – на песке, зимой – на снегу.
Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих.
Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он, оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.
Часто эту игру усложняли: увеличивали расстояние между следами, запутывали их, изменяя направление и т.д. Игра способствовала развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.

Игра с кольцами – Кусанг юх

Кол-во игроков – 6-8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5-6 колец диаметров 15 см. и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2-3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.
Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком. В игре вырабатывались глазомер, точность броска, ловкость.

Борьба «Хон» (Ямгорт)

Две команды. Выбирали самого ловкого и сильного, которого называли хон.
Борцы разбивались попарно и становились напротив друг друга. Первыми начинались бороться самые младшие и слабые. Чтобы победить соперника, необходимо было припечатать его спиной к земле. Тот, кто выигрывал поединок, получал одно очко. Далее таким же образом боролись следующие пары, и в самую последнюю очередь – «князья». В конце подсчитывались очки. Во время борьбы запрещалось ставить подножки.

«Хон-ики» (Овгортский вариант борьбы)

Князь не участвовал, а следил за соблюдением правил борьбы. Самые младшие состязались первыми. Победитель из первой пары боролся затем с победителем из второй пары и т.д. до последнего борца. Если же он проигрывал победителю из второй пары, то в борьбу вступал борец из его же команды, из второй пары, т.е. в этом варианте один борец мог победить всю команду противника.
Ванзеватский вариант борьбы

Перед состязанием «князь»- «хон». Две команды. Один из борцов обращался к князю со словам: Хон нянь вохс, хон сул вохс (Князь хлеб просил, князь соль просил). «Князь отвечает: «Нянь вюя, сул вюя» (Хлеб бери, соль бери). После этого начиналась борьба. Правила были такие: боролись в охотничьих поясах, можно было применять подножки и броски. Цель поединка – свалить противника на землю так, чтобы он коснулся ее лопатками.

«Кольм» (ваховские ханты)

На расстоянии 10 метров две параллельные черты. Играющие делились на две команды. Борцы вставали попарно между этими линиями. По команде судьи соперники сходились и начинали борьбу: каждый старался обхватить своего напарника, поднять и перенести или перетащить за свою черту. Команда, перетянувшая на свою сторону больше игроков – побеждала.
Вариант сургутских хантов

Перед состязанием выбиралось пять сильных мужчин.
С этими пятью борцами вступали поочередно в борьбу все участники медвежьих игрищ. В случае поражения кого-либо из сильной пятерки (кроме самого сильно) он выбывал из игры. Во время борьбы разрешалось применять любые приемы (даже болевые). Цель этого состязания победить самого сильно борца.

Борьба ногами лежа на спине (сургутские, казымские ханты)
Соперники ложились рядом на спину головами в разные стороны, захватив друг друга соприкасающимися локтями, сцепляли пальцы рук на груда. Каждый поднимал одну ногу вверх ближайшей к сопернику стороны и выполнялся захват ногами. Вторая нога должна была лежать прямо на земле (на полу). Во время борьбы соперники старались выпрямленной вверх ногой перевернуть друг друга. При этом расцеплять пальцы рук запрещалось.
Другой вариант

Также ложились, захватывали друг друга руками, а другую руку вытягивали вдоль туловища. Затем они сцепляли поднятые вверх как в предыдущем варианте ноги, второй ногой упирались пятками в пол (землю). По команде соперники старались перевернуть друг друга через голову.

Перетягивание палки «Талты юх»
Два игрока садились на пол или землюнапротив друг друга и,вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Победитель состязался со следующим игроком. Состязание продолжалось до выявления победителя среди всех его участников.
Казымский вариант: коллективная игра

Между игроками, держащими палку, проводили черту. За ними выстраивались остальные игроки, обхватив друг друга за талию. По сигналу судьи команды начинали состязание, цель которого была перетянуть впереди стоящего игрока за черту на свою сторону.
Перетягивание веревки (сургутский вариант)

Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.
Соперники, сев на пол (землю) упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног. Каждый из них наматывал на одну руку веревку. По команде они начинали тянуть веревку так, чтобы оторвать от пола (земли) соперника. Блестящей победой считалось перебросить соперника через себя. С победителем садился состязаться следующий игрок.
В другом варианте один игрок состязался сразу с двумя-тремя игроками.

«Талты кел» (казымские ханты)

Два игрока сидились на землю (пол) и упирались друг в друга ступнями прямых ног. Остальные игроки садились за ними на колени друг за дружкой. Затем все игроки обеих командр брались за веревку. По сигналу, игроки начинали тянуть веревку на себя. Состязание продолжалось до тех пор, пока кто-то из впереди сидящих игроков не вставал, потянув за собой остальных.
Ваховский вариант:

Два игрока вставали напротив друг друга, упирались одной ногой в брусок, лужащий между ними, и брались руками за веревку. По команде старшего или одного из соперников игроки начинали тянуть веревку на себя, стараясь перетянуть на свою сторону друг друга. Победитель состязался со следующим игроком. Лучшим признавался тот, кто перетянул большее количество игроков.

Другой вариант:

Два игрока против двоих. Первый наматывал веревку на руку, а второй перекидывал ее через плечо.

«Выдра» (Казым) - перетягивание ремня, надетого на шею

Два соперника вставали друг против друга на четвереньки. Им на шею надевали ремень и они пытались сдвинуть друг друга с места.

Другой вариант: (Казым)

Для игры брали ремень из оленьей упряжки длиной 2 метра. Два игрока садились и упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног, надевали на шею ремень и по команде начинали тянуть ремень каждый на себя, стараясь оторвать соперника от земли (пола). Если удавалось это сделать на место побежденного садился другой игрок. Побеждал тот, кто поочередно перетянул всех участников игры.

Следующий вариант:

Вставали на четвереньки напротив друг друга и старались перетянуть соперника за черту, проведенную между ними.

Перетягивание пальцами

Доска длиной 1,5-2 метра, шириной 3-40 см., толщиной 2-3 см.
Два игрока садились напротив друг друга, упирались ступнями выпрямленных ног в доску и сцеплялись большими пальцами рук. По команде они начинали тянуть друг на друга так, что соперник оторвался от пола (земли). Если кто-то из игроков не выдерживал и отцеплял палец, он считался побежденным. Затем победитель состязался со следующим из участников игры. (Можно поочередно всеми пальцами)

Другой вариант (Казым)

Веревочная петля длиной 50-70 см.
Два игрока садились и упирались друг в друга прямыми ногами, ступня в ступню. Затем они брались за веревочную петлю, натягивали ее и по сигналу начинали тянуть петлю на себя, стараясь поднять соперника с пола (земли). Игрок выпустивший петлю, проигрывал, а с победителем состязался следующий игрок.

«Ларынщуп» - «Юла», «Тухлан ларынщуп» - «Летающая вертушка»
Эти игры сделаны по типу лучкового сверла или самострела. Это традиционные орудия промысла народа ханты, только в уменьшенном виде, как и все игрушки Северных детей. Играя в разнообразные ветряные игрушки, ребёнок развивал мышцы пальцев, смекалку, навыки традиционного промысла.
Игра в «Юлу» проводилась на ровной поверхности – на столе или на полу. Количество игроков – произвольное. Задача игры – вращая, перемещать юлу вдоль лежащей иглы – туда и обратно – или двигаться зигзагом. Выигрывал тот, кто двигался больше всех

«Нумсты юнтупсэт» - головоломки
Издревле ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы, запоры и др. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок. В далёкие времена у хантов не было заводских замков, поэтому мужчины придумывали свои замки. До наших дней они дошли как головоломки «Из шести палочек» - «Хот юхуп юнтупсы» и головоломка «Из девяти палочек» - «Яртьянц юхуп юнтупсы», которые нужно собрать так, чтобы они приняли форму кубика и при этом не рассыпались.

«Веет лов тын юх» - «Палочка стоимостью пяти лошадей»
Существует легенда о том, как старый охотник загадал головоломную загадку из палочки с кольцами русскому купцу, который приехал на рынок менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился раскрыть секрет, но только в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей и с тех пор эта головоломка называется «Палочка стоимостью пяти лошадей». Задача этой головоломки – перегнать кольца на другую сторону через центральный узел, не развязывая крайних узлов.

Игра в палочки «Щёл»
Игра «щёл» рассчитана на людей разного возраста. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые. Есть несколько вариантов этой игры, которые формируют те или иные способности.
Для самых маленьких 2 варианта «Лебедя».

Игра «Торэх» - Журавль. (Сургутские ханты)
Количество игроков от 2 до 6 человек. Палочки раскладываются в виде птицы – журавля (лебедя). 3 палочки – голова, 2 палочки – туловище, 5 палочек – крылья, по 3 палочки – ноги, 4 палочки – хвост. Игроки сидят спиной к выложенной фигуре, ведущий убирает палочку из какой-либо части «лебедя» и задает игрокам вопрос: «Я убрал 1 палочку из головы (с шеи, из хвоста, с туловища и т.д.), сколько там осталось палочек?».

Игра в «щёл» на ловкость
В неё играет несколько детей по очереди. Ребёнок, за которым в настоящее время ход игры, все палочки кладёт на ладонь, затем движением руки снизу вверх он их подбрасывает, за период времени пока палочки находятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной стороной, вверх и поймать палочки этой стороной руки. Затем движением снизу вверх палочки вновь подбрасываются, но уже с тыльной стороны руки, снова рука переворачивается, и ребёнок должен поймать их в ладонь. Если игрок ловит нечётное количество палочек, то одну забирает себе и ход остаётся за ним. Если в ладони оказалось чётное количество – ход переходит другому. Цель игры заключается в том, кто из игроков наберёт наибольшее количество палочек. Когда остаётся последняя палочка вначале ребенок, за которым ход игры, должен проиграть с неё так же, как описано ранее.
Затем характер игры меняется. Поочерёдно палочка кладётся на два соседних пальца. После этого подкидывается и ловится между этими же пальцами. Первоначально играют большой и указательный пальцы, затем указательный и средний и т.д. В случае, если ребенок справился с этой задачей, то он должен то же самое выполнить в обратном направлении. Сначала играют мизинец и безымянный пальцы, затем безымянный и средний и т.д. Цикл этапа игры с одной палочкой должен быть проведен от начала до конца. Как правило, мало кому удается выполнить описанное выше требование игры с первого раза. Тогда ход игры переходит к следующему играющему.

Игра в «щёл» на осторожность
В неё так же играют несколько детей по очереди. Один из игроков берёт все палочки в руку, ставит их вертикально на какое-либо основание. Нижнюю часть пучка несколько раздвигает, получается фигура в форме чума. После этого ведущий игрок резко разжимает руку, палочки в беспорядке падают одна на другую. Ребенок, за которым ход игры, должен из этого вороха, очень осторожно, вытянуть одну палочку, но так, чтобы не потревожить остальные. Другие дети внимательно наблюдают за ним. Если игроку удалось соблюсти правила игры, то ход остаётся за ним. В случае если какая-либо палочка, кроме той, которую вытягивает игрок, была потревожена, то ход игры переходит к другому. Конечная цель игры – набрать максимальное количество палочек.
Игра в «щел» на осторожность и игра в «щел» на ловкость имеют одинаковое окончание. У каждого игрока набралось определенное количество палочек. Согласно традиции, пересчет их количества не ведется, тем не менее, имеется способ выявления наиболее ловкого или осторожного. Это выполняется следующим образом. Каждый игрок по очереди кладет по одной палочке на игральную площадку, при этом выстраивается фигура чума. Когда у одного из игравших заканчиваются палочки, остальные игроки пересчитывают оставшиеся у себя палочки. Затем, в зависимости от их количества ставятся соответствующее число щелчков проигравшему.

Функции и назначение игры «щёл»
Одна из функций игры – символическая. Так, в игре «щёл» требуется отчет палочек парами. При этом пара и единичность имеют различные знаковые значения. Парное количество палочек – игрок прекращает игру. То есть, парность - означает достаточность, полноту, цельность. Непарное количество палочек – во-первых, игрок приобретает дополнительное очко (палочку), во-вторых, может продолжить игру. Таким образом, за непарностью закреплено значение – прибыль, достаток, а также неполнота.
Вторая функция игры – развитие мелкой моторики рук, пальцев, их ловкости. В традиционной культуре хантов это необходимо было для освоения различных видов промысла. (Для девочек – плетение из бисера, шитьё. Для мальчиков – тиснение из бересты, вырезывание орнаментов по дереву строгание.). Кроме того, развитие мелкой моторики у детей влияет на развитие их мыслительных и познавательных процессов в дальнейшем.
Третья функция игры – в развитии чувства группирования объектов и определение их количества. Сортировка игральных палочек, с одной стороны, по парам, а с другой – по одной формирует способность различения чётного и нечётного состава числа. При изготовлении, так называемого «чума», каждый игрок изымает от себя одинаковое количество палочек, выкладывая их поочерёдно на «строительство» чума. Кроме проигравшего (или проигравших) у других остается некоторый остаток палочек. Они их сравнивают. Таким образом, учатся измерять остаток от равного количества и оценивать у кого больше – меньше.
Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье.

Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.

Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласа, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.
Стрельба из лука
Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу.
Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.
Прыжки на одной ноге
Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.
Игра способствовала выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.
Прыжки на двух ногах
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч.. Игрок, достигший финиша первым становился победителем. Прыгучесть, сила ног и спины, быстрота, локость.
Заячьи следы
Летом – на песке, зимой – на снегу.
Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих.
Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.
Часто эту игру усложняли: увеличивали расстояние между следами, запутывали их, изменяя направление и т.д. Игра способствовала развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.
Игра с кольцами – Кусанг юх
Кол-во игроков – 6-8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5-6 колец диаметров 15 см. и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2-3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.
Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком. В игре вырабатывались глазомер, точность броска, ловкость.
Борьба «Хон» (Ямгорт)
Две команды. Выбирали самого ловкого и сильного, которого называли хон.
Борцы разбивались попарно и становились напротив друг друга. Первыми начинались бороться самые младшие и слабые. Чтобы победить соперника необходимо было припечатать его спиной к земле. Тот, кто выигрывал поединок, получал одно очко. Далее таким же образом боролись следующие пары, и в самую последнюю очередь – «князья». В конце подсчитывались очки. Во время борьбы запрещалось ставить подножки.
«Хон-ики» (Овгортский вариант борьбы)
Князь не участвовал, а следил за соблюдением правил борьбы. Самые младшие состязались первыми. Победитель из первой пары боролся затем с победителем из второй пары и т.д. до последнего борца. Если же он проигрывал победителю из второй пары, то в борьбу вступал борец из его же команды, из второй пары, т.е. в этом варианте один борец мог победить всю команду противника.
Ванзеватский вариант борьбы
Перед состязанием «князь»- «хон». Две команды. Один из борцов обращался к князю со словам: Хон нянь вохс, хон сул вохс (Князь хлеб просил, князь соль просил). «Князь отвечает: «Нянь вюя, сул вюя» (Хлеб бери, соль бери). После этого начиналась борьба. Правила были такие: боролись в охотничьих поясах, можно было применять подножки и броски. Цель поединка – свалить противника на землю так, чтобы он коснулся ее лопатками.
«Кольм» (ваховские ханты)
На расстоянии 10 метров две параллельные черты. Играющие делились на две команды. Борцы вставали попарно между этими линиями. По команде судьи соперники сходились и начинали борьбу: каждый старался обхватить своего напарника, поднять и перенести или перетащить за свою черту. Команда, перетянувшая на свою сторону больше игроков – побеждала.
Вариант сургутских хантов
Перед состязанием выбиралось пять сильных мужчин.
С этими пятью борцами вступали поочередно в борьбу все участники медвежьих игрищ. В случае поражения кого-либо из сильной пятерки (кроме самого сильно) он выбывал из игры. Во время борьбы разрешалось применять любые приемы (даже болевые). Цель этого состязания победить самого сильно борца.
Борьба ногами лежа на спине (сургутские, казымские ханты)
Соперники ложились рядом на спину головами в разные стороны, захватив друг друга соприкасающимися локтями, сцепляли пальцы рук на груда. Каждый поднимал одну ногу вверх ближайшей к сопернику стороны и выполнялся захват ногами. Вторая нога должна была лежать прямо на земле (на полу). Во время борьбы соперники старались выпрямленной вверх ногой перевернуть друг друга. При этом расцеплять пальцы рук запрещалось.
Другой вариант
Также ложились, захватывали друг друга руками, а другую руку вытягивали вдоль туловища. Затем они сцепляли поднятые вверх как в предыдущем варианте ноги, второй ногой упирались пятками в пол (землю). По команде соперники старались перевернуть друг друга через голову.
Перетягивание палки «Талты юх»
Два игрока садились на пол или землюнапротив друг друга и,вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Победитель состязался со следующим игроком. Состязание продолжалось до выявления победителя среди всех его участников.
Казымский вараинт: коллективная игра
Между игроками, держащими палку, проводили черту. За ними выстраивались остальные игроки, обхватив друг друга за талию. По сигналу судьи команды начинали состязание, цель которого была перетянуть впереди стоящего игрока за черту на свою сторону.
Перетягивание веревки (сургутский вариант)
Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.
Соперники, сев на пол (землю) упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног. Каждый из них наматывал на одну руку веревку. По команде они начинали тянуть веревку так, чтобы оторвать от пола (земли) соперника. Блестящей победой считалось перебросить соперника через себя. С победителем садился состязаться следующий игрок.
В другом варианте один игрок состязался сразу с двумя-тремя игроками.
«Талты кел» (казымские ханты)
Два игрока сидились на землю (пол) и упирались друг в друга ступнями прямых ног. Остальные игроки садились за ними на колени друг за дружкой. Затем все игроки обеих командр брались за веревку. По сигналу, игроки начинали тянуть веревку на себя. Состязание продолжалось до тех пор, пока кто-то из впереди сидящих игроков не вставал, потянув за собой остальных.
Ваховский вариант
Два игрока вставали напротив друг друга, упирались одной ногой в брусок, лужащий между ними, и брались руками за веревку. По команде старшего или одного из соперников игроки начинали тянуть веревку на себя, стараясь перетянуть на свою сторону друг друга. Победитель состязался со следующим игроком. Лучшим признавался тот, кто перетянул большее количество игроков.
Другой вариант:
Два игрока против двоих. Первый наматывал веревку на руку, а второй перекидывал ее через плечо.
«Выдра» (Казым) — перетягивание ремня, надетого на шею
Два соперника вставали друг против друга на четвереньки. Им на шею надевали ремень и они пытались сдвинуть друг друга с места.
Другой вариант: (Казым)
Для игры брали ремень из оленьей упряжки длиной 2 метра. Два игрока садились и упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног, надевали на шею ремень и по команде начинали тянуть ремень каждый на себя, стараясь оторвать соперника от земли (пола). Если удавалось это сделать на место побежденного садился другой игрок. Побеждал тот, кто поочередно перетянул всех участников игры.
Следующий вариант:
Вставали на четвереньки напротив друг друга и старались перетянуть соперника за черту, проведенную между ними.
Перетягивание пальцами
Доска длиной 1,5-2 метра, шириной 35-40 см., толщиной 2-3 см.
Два игрока садились напротив друг друга, упирались ступнями выпрямленных ног в доску и сцеплялись большими пальцами рук. По команде они начинали тянуть друг на друга так, что соперник оторвался от пола (земли). Если кто-то из игроков не выдерживал и отцеплял палец, он считался побежденным. Затем победитель состязался со следующим из участников игры. (Можно поочередно всеми пальцами)
Другой вариант (Казым).
Веревочная петля длиной 50-70 см.
Два игрока садились и упирались друг в друга прямыми ногами, ступня в ступню. Затем они брались за веревочную петлю, натягивали ее и по сигналу начинали тянуть петлю на себя, стараясь поднять соперника с пола (земли). Игрок выпустивший петлю, проигрывал, а с победителем состязался следующий игрок.

Новое на сайте

>

Самое популярное