Домой 3D игры Как сделать музыкальное лото. Сборник по музыке на тему "игры на уроках музыке". «кто на чем играет»

Как сделать музыкальное лото. Сборник по музыке на тему "игры на уроках музыке". «кто на чем играет»

Цель занятия: Выявить у детей навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности по разделу "Музыкальное воспитание".

Программное содержание:

Тип занятия: Итоговое

Предварительная работа:

  • Прослушивание музыкальный произведений разных жанров в течении года
  • Знакомство с танцевальными движениями
  • Разучивание танца "Барбарики"
  • Разучивание песни "Весенняя ламбада" и движений к ней
  • Знакомство и игра на детских музыкальных инструментах

Словарная работа:

Уметь охарактеризовать прослушанные произведения: Гимн РФ - торжественный, величественный - главная песня нашей страны; "Баба Яга" - персонаж сказочный, злой, коварный, волшебный и т.д.

Индивидуальная работа:

  • Проговорить скороговорку: Паша Ч., Вадик Р., Милана А.
  • Повторить ритмический рисунок: Данила З., Олег Б., Кирилл Г., Вероника Е.
  • Закрепить танцевальные движения: Маша С., Вика Ш., Рида, Дима Б., Саша Ф., Таня Б.

Методы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

Приемы:

  • Игра "Музыкальное лото"
  • Слушание музыки дидактическая игра "Угадай, что звучит?" Цель: развитие музыкальной памяти
  • Распевки "Вот иду я вверх", "Горошина", "Петрушка" - на развитие мимики - дидактическая игра "Мое настроение"
  • Артикуляционная гимнастика - скороговорка
  • Пение песни "Весенняя ламбада"
  • Билетики с названием музыкально - ритмических движений
  • Танец "Барбарики"
  • Ритмические схемы по показу педагога
  • Дидактическая игра "Угадай, на чем играю?" Цель: развитие тембрового слуха.
  • Музыкальный кроссворд
  • Письмо от Феи Музыки
  • Медальки "Юный музыкант"

Оборудование:

  • Большой бочонок, маленькие бочонки с цифрами
  • Аудиозаписи с музыкальными произведениями
  • Музыкальный центр
  • Мольберт
  • Музыкальные инструменты
  • Ширма

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на стульчики.

Музыкальное приветствие

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня на музыкальном занятии поиграем в игру "Музыкальное лото". Вот бочонок, в нем лежат маленькие бочонки с заданиями. Каждое задание мы с вами должны выполнить. Вы готовы?

Давайте с вами договоримся, что будем очень внимательными, послушными и будем уважать друг друга. Хорошо?

Итак, достаем первый бочонок. Задание № ::

Задание № 1. "Угадай, что звучит?"

Педагог включает в аудиозаписи фрагменты музыкальных произведений, прослушанных в течении года. На доске прикреплены иллюстрации к данным произведениям. Дети слушают и угадывают, что звучит.

  • Гимн Российской Федерации
  • Марш "Прощание славянки"
  • Танец Полька "Старый жук"
  • Песня р.н.п. "Субботея"
  • А.Лядов "Баба Яга"

Задание № 2. "Пение"

Распевка "Вот иду я вверх" "Горошина" - поступенное движение мелодии

"Петрушка" - скачкообразное движение по трезвучию, исполнить в разных эмоциональных состояниях - веселый, грустный, обиженный.

Пение песни под фонограмму "Весенняя ламбада" с движениями.

Задание № 3. Музыкально-ритмические движения

Дети вытаскивают билетик с названием танцевального движения и выполняют его под музыку индивидуально и в паре.

  • Движения:
  • Шаг польки
  • Поскоки
  • Боковой галоп
  • Приставной шаг с пружинкой
  • Танец "Барбарики"

Задание № 4. "Повтори за мной"

Педагог задает ритмический рисунок, дети воспроизводит его.

Задание № 5. "Угадай, на чем играю?"

Педагог предлагает детям угадать музыкальные инструменты по звучанию:

  • Пианино, скрипка - аудиозапись
  • Трещотка
  • Треугольник за ширмой
  • Бубен
  • Ложки
  • Погремушка

Угадывая музыкальный инструмент, правильный ответ заносится в "Музыкальный кроссворд" , ключевое слово в котором "ОРКЕСТР".

Музыкальный руководитель предлагает детям проверить большой бочонок, не осталось ли в нем маленьких бочонков. Задания все выполнены, но внутри бочонка появилась записка.

"Дорогие дети! Вы справились со всеми заданиями, не смотря на их сложность. Вы научились петь, танцевать, знаете много музыкальных инструментов, умеете слушать и узнавать музыкальные произведения. Все это очень порадовало меня и я с радостью принимаю вас в свою семью музыкантов. Вам присваивается звание "Юный музыкант". Вам вручается соответствующий отличительный знак. Надеюсь на скорую встречу с вами в школе.

Фея Музыка"

Музыкальное прощание.

Под музыку дети уходят в группу.

Самоанализ итогового занятия по музыкальному воспитанию "Музыкальное лото"

Итоговое занятие проведено согласно перспективного плана с учетом возрастной группы и возможностей детей. Построено на музыкальном материале, разученном в течение учебного года, согласно программных требований "Программы воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой.

Цель занятия: Выявить у детей навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

  • Развивать эмоциональность, музыкальную память, тембровый слух, ладовое чувство, чувство ритма.
  • Содействовать проявлению самостоятельности и творческому выполнению заданий.
  • Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии, в четкой дикции.
  • Совершенствовать умение начинать пение после музыкального вступления, ритмично выполнять движения во время пения.
  • Совершенствовать музыкально - ритмические движения.
  • Воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность, творчество.

Перед проведением занятия проведена большая предварительная работа. Использовались разнообразные методы и приемы. Музыкальный материал подобран соответственно возрасту, понятен и доступен детям, направлен как на групповое, так и индивидуальное исполнение. Дети с увлечением выполняли все задания. Им было интересно угадать фрагменты музыкальных произведений, оценить товарищей, которые выполняли музыкально - ритмические движения, исполнить выразительно песню, решить музыкальный кроссворд, повторить ритмические рисунки, заданные педагогом.

Все части занятия взаимосвязаны между собой и плавно сменяли друг друга. Дети были очень активными, никто не остался без внимания.

По времени занятие немного затянулось, т.к. всем хотелось показать, чему научились в течение года.

Характер взаимодействия детей и педагога доверительный, доброжелательный, дети были заинтересованы.

В ходе занятия воспитатель не оставалась в стороне, чувствовалась ее помощь и поддержка.

Выполнив все задания, дети получили письмо от Феи Музыки, которая приняла детей в семью музыкантов, с присвоением звания "Юный музыкант". Всем детям были вручены соответствующие медальки.

Дети показали хорошие знания. По разделу "Музыкальное воспитание" готовы к обучению в школе.

Представляем новое издание, которое претерпело значительные изменения:

Цель пособия: помочь начинающим музыкантам в игровой форме познакомиться с длительностями и ритмическим рисунком, научиться составлять свой ритмический рисунок для простых стихотворных фраз. Также пособие можно использовать на занятиях логоритмикой при работе со слоговой структурой слов.

Каждое из 15 полей содержит стихотворную фразу, которой надо придумать ритмический рисунок. Одна сторона предназначена для игры в лото, вторая для музицирования.

Лото: Каждый игрок получает карточку с фразой, его цель собрать маленькие карточки с ритмическими группами, из которых можно будет сложить нужный ритмический рисунок.
На карточках с ритмическими группами кроме обозначения длительностей в виде восьмых и четвертей есть
обозначение часто используемое в начале обучения детей музыкальной грамоте: восьмая – "ТИ", четверть – "ТА", половинка– "ТУ", они помогают проговорить ритмический рисунок.

В данной игре нет одного правильного ответа, в зависимости от смыслового ударения можно получить разные ритмические рисунки для одной и той же фразы. (Пример показан в рисунках к игре.)

Пишем, играем, сочиняем: Оборот карточки содержит нотную запись к данной стихотворной фразе, но в этой записи не проставлены длительности. Предложите ребёнку стать соавтором музыки, он может взять фломастер и дописать палочки и хвостики к нотам, чтобы получилась небольшая музыкальная фраза, на которую ляжет стихотворная. Лучше всего это делать, имея под рукой инструмент, проверяя насколько хорошо получилось.

Данная сторона карточки заламинирована, что позволит многократно писать фломастером и стирать написанное влажной салфеткой.

Игра "Октава": В этой игре участвуют обороты карточек с ритмическими группами, на которых изображены части клавиатуры. Задача играющего – собрать октаву быстрее других, или собрать самую длинную правильную последовательность клавиш за отведенной время.

Музыкальное лото

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола) (рис. 14).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Ступеньки

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

Найди нужный колокольчик

Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Прогулка

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры. Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок - выложить на фла-нелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие - частым. Например: «Таня взяла мяч,- говорит воспитатель,- и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

«Пошел частый, сильный дождь»,- продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время

Что делают в домике?

Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная (рис. 25). Проигрыватель с пластинками и поощрительные значки.

Ход игры. Воспитатель-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель Играет на фортепиано (или звучит мелодия в грамзаписи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки, Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

«ПАРОВОЗ»

Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей

Чух, чух, пыхчу,

Пыхчу, ворчу.

Стоять на месте

Не хочу.

Колесами стучу, верчу,

Садитесь скорее,

Прокачу: чух, чух!

Ход игры:

Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях.

Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.

Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!

«СОЛНЫШКО и ДОЖДИК»

М.Ю.Картушина

Задачи: Развивать выразительность движений, совершенствовать навык легкого бега (на носочках), умения согласовывать движения с текстом песни.

Ход игры:

Светит солнышко с утра, вращают руками

Значит нам гулять пора. « фонарики»

Хорошо под солнышком бегают в рассыпную

Бегать и играть, по залу

Хорошо под солнышком

Во дворе гулять.

Кап-кап-кап! - по дорожке стучат пальчиком по ладошке

«КОТ И МЫШИ» М.Ю.Картушина

( на русскую народную мелодию

«Во саду ли в огороде»)

Задачи: Формировать навык движения по кругу, умения согласовывать движения

с текстом. Развивать координацию и быстроту реакции. Воспитывать выдержку.

Ход игры Дети образуют круг, взявшись за руки. В центре круга кот.

Мыши водят хоровод. дети идут по кругу вокруг кота

На лежанке дремлет кот

Тише, мыши, не шумите Грозят друг другу пальчиком

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот- вытягивают вперед

Разобьет весь хоровод. Руки ладонями вверх

Шевельнул ушами кот- прикладывают ладошки к голове - «уши»

И исчез весь хоровод. убегают на места

Методические рекомендации Текст поется в размеренном темпе, предпоследняя фраза - в замедленном, растягивая слова. А последняя скороговоркой. Необходимо. Чтобы дети разбегались на окончание последней фразы.

«АИСТ И ЛЯГУШАТА»

(На мотив белорусской народной польки «Янка»)

Задачи: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.

Ход игры:

Скачут, скачут лягушата- дети -лягушата прыгают

Скок-поскок, скок-поскок. на двух ногах в произвольном направлении

Скачут бойкие ребята-

Прыг на кочку, под листок.

Аист вышел на болото «лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит

Погулять, погулять. вокруг

Прячьтесь живо, лягушата, лягушата приседают и не шевелятся

Чтоб не смог вас отыскать! , аист ходит между ними, задевая рукой

пошевелившихся

Методические рекомендации На слова «...погулять, погулять / » должна быть небольшая пауза (остановка), голос при этом забирается вверх. Последняя фраза произноситься четко, с акцентом на каждое слово.

«ЛЯГУШАТА И РЕБЯТА»

Задача : развитие чувства ритма.

Ход игры:

Лягушата все по лужам

Шлеп-шлеп-шлеп, дети делают шлепки

шлеп-шлеп-шлеп! по коленям

А ребята по дорожке-

То-топ-топ, топ-топ-топ! Перетопы ногами.

Рядом весело идут,

Вместе песенку поют:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Хлопают в ладоши

«ВЕСЕЛЫЙ ДОЖДИК»

Задача: Развитие чувства ритма.

Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.

Дождик капнул на ладошку-

Кап-кап, кап-кап-кап!

На цветок и на дорожку-

Кап-кап, кап-кап-кап!

Застучал по крыше он-

Кап-кап, кап-кап-кап!

И раздался чистый звон-

Кап-кап, кап-кап-кап!

А какая это шишка?

протягивают ладошки вперед

Я не знаю, - шепчет мишка.

пожимают плечами

Научим мишку мы считать:

Один, два, три, четыре, пять. дети загибают пальчики и считают их

«МИШКА УЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ»

Задача: Развитие эмоций, выразительности движений, мелкой моторики.

Ход игры:

Мишка по лесу гуляет,

дети топают ногами,

В корзину шишки собирает.

п ереваливаясь с боку на бок

Шишка раз, шишка два-

одной рукой собирают

Положу я их сюда.

Складывают в ладонь другой

«ЕЖИК»

Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.

Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.

Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. идут по кругу

Был клубочком и без ножек, да, да, да.

Не умел он хлопать - качают головой

Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.

Не умел он топать- качают головой

топ-топ-топ. притопы

Не умел он прыгать качают головой

Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах

Только носом шмыгал- качают головой

Шмыг-шмыг-шмыг. п оказать пальчиком нос

В лес ребята приходили, да, да,да. те же движения

И ежа плясать учили, да, да, да.

Научили хлопать - хлоп, хлоп,хлоп.

Научили топать - топ, топ, топ.

Научили прыгать - прыг, прыг, прыг

А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг.

Сороконожка


Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.

1.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5.И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)

Колобок

Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок - румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко - громко.

Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.

Музыкальные загадки

Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе.находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Громко-тихо запоем

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

Определи инструмент

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ.

ЦЕЛЬ: развитие внимания, мыслительной операции конкретизации.

Взрослый спрашивает детей:

    Вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте – если я назову то, что сажают в огороде, вы поете “до”, а если же то, что в огороде не растет, вы поете “ми”. Кто ошибается тот проигрывает. Морковь, свекла, сливы…

По этому же принципу могут быть построены игры “Накроем стол для гостей”, “Посадим сад”, “Одежда” и др.

Развитие слухового восприятия.

ЧТО ЗА ШУМ.

ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.

МАТЕРИАЛ: аудиозапись с разнообразными шумами, например, звонок телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды, звук пишущего на доске мела и др.

Ведущий демонстрирует детям шум, они должны его отгадать. Если шумы озвучиваются голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их воспроизведет и угадает.

Наилэ Пономарева
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото»

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото » .

Цель : обогащать представления детей о музыкальных инструментах , их звучании, предметах.

Задачи : Формировать умение узнавать и называть музыкальные инструменты .

Упражнять детей в различении тембров звучания инструментов.

Формировать восприятие ритмических рисунков слов- названий инструментов.

Развивать умение сравнивать музыкальные инструменты и различные предметы по материалу, классифицировать их.

Способствовать расширению знаний об окружающем мире, развитию творческой активности детей, побуждать их к самостоятельным действиям, развивать внимание.

Правила игры

1 вариант

Перед началом игры взрослый знакомит детей с музыкальными инструментами , называет их и вместе прослушивают звучание каждого. Затем выбирается ведущий (или взрослый, он раздает большие карточки, а маленькие оставляет у себя. Потом он показывает детям одну маленькую карточку и спрашивает : «Что это?» Тот у кого есть карточка, на которой изображен данный музыкальный инструмент говорит : Это, он у меня». Ведущий отдает карточку. Точно также ведущий поступает с остальными карточками. Игра заканчивается , когда ко всем большим карточкам подобраны маленькие.

2 вариант

Ведущий раздает большие карточки игрокам. Маленькие оставляет у себя. Достает одну карточку и не показывает картинку, в это время на экране появляется пустая карточка и звучит какой-либо инструмент, дети узнают звучание, ведущий переворачивает карточку и на экране появляется изображение данного инструмента.

3 вариант

Ведущий раздает участникам большие карточки, а у себя оставляет карточки с ритмическим звучанием слов-инструментов, показывает по одной маленькой карточке, дети должны узнать, рисунок какого слова изображен.

4 вариант

Ведущий раздает участникам большие карточки, а у себя оставляет карточки с предметами, из которых сделаны музыкальные инструменты . Затем показывает по одной маленькой карточке и спрашивает, например : «Какой музыкальный инструмент сделан из дерева, как этот стол?» Выигрывает тот, кто быстрее всех заполнит свою большую карточку.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Цветное лото» Авторы представляют настольную дидактическую игру «Цветное лото» эта игра рассчитана для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего.

Краеведческие игры актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном.

Игра для детей дошкольного возраста от трех лет. Игра - лото позволяет - развивать мышление, речь, восприятие, внимание, воображение;.

Гербы Кузбасса Лото «Гербы Кузбасса» - познавательная игра, которая позволит познавательно и весело провести время детям. Она развивает.

Дидактическая игра «Лото «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Лото «Посуда» Цель: Обобщить и уточнить знания детей о посуде, ее назначении. Задачи: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее.

Дидактическая игра Лото «Времена года» Составили: Межакова О. В. Рункова Ю. И. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию.

Дидактическая игра по физическому развитию дошкольников «Спортивное лото» Актуальность Согласно ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей:.

Музыкально-дидактическая игра

«Музыкальные домики»

Оборудование: картонные домики, на окнах которого изображены скрипичный и басовый ключи. За домиком спрятаны игрушки (мишка, зайчик). Данная игра может использоваться для детей дошкольников всех возрастных категорий, как на музыкальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности; как со всей группой или подгруппой детей, так и индивидуально.
Цель: развитие слухового внимания, умения различать звуки по высоте, расширение музыкально-слухового багажа, тренировка памяти .

Описание игры

Дети сидят полукругом перед столом, на котором стоят два домика. Педагог говорит детям, что в домиках кто-то живёт. В домике со скрипичным ключом живёт обитатель с высоким голосом, а в домике с басовым ключом - с низким. Но чтобы узнать, кто в каком домике живёт, необходимо послушать музыкальные произведения и узнать их. Педагог проигрывает музыкальные произведения «Медведь», «Заяц», «Дед Мороз», «Гномик», Петушок», «Цыплята» и т.д., дети узнают музыку, открывают дверь домика и показывают игрушку.

Игры на уроках слушания музыки

В свете новых образовательных стандартов учебные программы российских детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств претерпели существенные изменения. Подверглась ревизии традиционная сетка часов, в учебном плане появились новые предметы. В цикле теоретических дисциплин право на прописку получил предмет под названием слушание музыки, который предшествует традиционному курсу музыкальной литературы. Сложившиеся дидактические принципы в обучении в связи с нововведениями потребовали поиска новых поворотов и пересмотра ряда педагогических приемов. Приступив к занятиям по предмету слушание музыки, перед преподавателем сразу встает ряд задач, которые следует понимать в широком смысле слова, а именно: способствовать возникновению интереса к данному предмету; раздвигать рамки музыкально-слуховых впечатлений учащихся; применять такие виды практических форм работы я, которые цементируют разрыв между музыкальными предметами практической направленности и пассивным, на первый взгляд, слушанием музыки. В более узком смысле слова основные задачи начального периода обучения - это формирование слуховых навыков и умений учащихся; развитие навыков грамотного изложения собственных впечатлений о музыке; запоминание и узнавание на слух пройденного материала. Одним из способов решения выше изложенных задач является использование игр, включенных в организацию учебного процесса. Игра является мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования учащихся. Избрав игровые формы работы, в которых ребенок чувствует себя достаточно свободно и комфортно, можно создать условия для активности и самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности. Предлагаемые для работы на уроке слушания музыки игры можно условно разделить на три группы и использовать их в различных сочетаниях:

    электронная;

    на бумажных носителях.

В настоящее время существует огромное количество игр, но мы остановимся на тех, которые прошли апробацию и востребованы в работе. Начнем с простейших. К примеру, с игры под названием «Музыкальные шкатулки». Для нее нужна шкатулка, сделанная из бумаги, или стилизованная небольшая коробочка.

Игра «Музыкальные шкатулки» вызывает своеобразное соревнование среди детей. Возникает своего рода азарт: кто больше собрал материала, у кого красивее и красочнее рисунки, кто больше помнит музыкальных тем.

Игра «Музыкальное лото» требует от учащихся быстро и правильно найти карточки, на которых изображены элементы музыкальной речи, соответствующие прослушанному музыкальному произведению. При этом можно использовать одну из готовых познавательных игр для учащихся ДМШ под названием «Музыкальный словарик» (автор Е.В. Новикова) из серии «Музыкальная радуга». Положительные стороны этой игры – участие всей группы учащихся и возможность одновременной проверки уровня усвоения материала каждым учеником. Для раскрепощения ребят, снятия напряжения на уроке и формирования навыков речевого общения предлагается игра «Колокольчик» . В игре «Колокольчик» происходит формирование простейших навыков анализа музыкального произведения. Она способствует созданию условий, при которых возникает возможность не бояться говорить вслух, высказывать свои впечатления, обсуждать прослушанное музыкальное произведение. Выбирается ведущий, который звонит в колокольчик или издает звук с помощью треугольника и называет несколько выбранных заранее музыкальных терминов. После того, как прозвучал колокольчик, первый участник игры выявляет в прослушанном произведении любое названное ведущим средство музыкальной выразительности и его особенности. Аналогичные действия производятся и с остальными участниками. Для анализа структуры музыкального произведения можно использовать на занятиях задание «Музыкальный орнамент» . При первых попытках учащиеся ограничиваются, как правило, изображением схематических геометрических фигур. Впоследствии учащиеся расширяют средства воплощения и создают орнаменты из цветов и нарисованных предметов. Чтобы геометрический орнамент стал еще более прихотливым и оригинальным, предлагается конструирование фигур из цветной бумаги, так называемое цветное моделирование. Можно использовать комбинации разноцветных кубиков, больших и маленьких. Для решения задач, связанных с запоминанием и узнаванием музыкального материала, можно использовать усложненные игровые формы. Задания-игры здесь группируются в зависимости от способностей учащихся и периода обучения: 1. запоминание музыкального материала («Попробуй собери», «Любимые мелодии»); 2. узнавание музыки («Музыкальный путь») В игре «Попробуй собери» учащимся предлагается ряд карточек, на которых указаны фамилии композиторов, названия произведений, даны нотные примеры музыкальных тем. Задача ребят – после прослушивания быстро и правильно составить цепочку, соответствующую данному музыкальному материалу: фамилия композитора, названия произведения, тема. В задании «Любимые мелодии» учащиеся исполняют друг для друга темы музыкальных произведений. Они сами поют мелодии понравившихся произведений, наиболее способные играют их на фортепиано или синтезаторе. Игра «Музыкальный путь» во многом сходна с музыкальной викториной, но проводится в более доступной, занимательной форме. Данная игра обеспечивает создание ситуации успеха при выполнении задачи в узком смысле (как одной из форм работы) и в целом на уроке, так как каждый учащийся хочет выполнить задание быстрее и правильнее других, прийти первым и сделать все возможное для достижения поставленной цели. Для игры «Музыкальный путь» ребята придумывают два или несколько объектов: например, сказочный город, чудесную поляну, таинственный лес. В этой игре обучающиеся «прокладывают» дорогу из угаданных названий музыкальных произведений к объекту, сотворенному фантазией ребят, из бумажек-кирпичиков. Кто больше вспомнил, услышал музыкальных тем, у того получилась длиннее дорога, тот и выиграл. Для расширения кругозора учащихся в качестве дополнительного учебного пособия на уроках слушания музыки могут быть использованы комплекты игр-лото на бумажных носителях из серии «Музыкальная радуга» - «3 кита музыки» , «Музыкальные инструменты» , «Сказочный мир балета ». С помощью сканера или принтера их несложно изготовить самим. В комплектность должны входить большие карты размером А4 с нанесенными изображениями по выбранной теме игры в двух экземплярах. Одна из них разрезается по пунктирным линиям на маленькие карточки с заданиями. Отдельно изготавливаются наградные карточки с призовыми местами. Как устроена игра-лото «3 кита музыки» ? Это 3 экземпляра больших карточек с соответствующими жанрами и набор маленьких с разновидностями песен, танцев и маршей. По заданию учителя при прослушивании музыкального отрывка игроки поднимают карточки с ответами на маленьких карточках, либо, второй вариант, заполняют большие карточки набором из маленьких соответственно жанру. Кто быстрее заполнит свою карточку, тот и выиграл. Для слухового закрепления пройденного материала используются музыкальные примеры на разные виды песен, танцев и маршей с конкретизацией жанрового вида прослушанного музыкального отрывков в виде розданных карточек.

Приведем для примера правила двух из 5 существующих вариантов игры «Музыкальные инструменты». 1 игра:
Игрокам раздаются большие карты. Маленькие карточки с названиями инструментов откладываются в центр в беспорядке. Задача игроков - как можно скорее закрыть большие карты картинками с соответствующими музыкальными инструментами. 2 игра: Игрокам раздаются большие карты. Каждый придумывает загадку про один из изображенных инструментов. Остальные должны догадаться, о чем идет речь. Например, загадка: «Имеет три струны, из дерева, корпус треугольный. Что это?» (балалайка) или «Музыкальный инструмент, для которого очень часто сочинял Ф. Шопен. Что это?» (фортепиано). Игра «Сказочный мир балета» знакомит учащихся с героями и содержанием лучших балетов мира на сказочные сюжеты. В данном случае - это «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. При подготовке к игре из 12 больших карт 6 нужно разрезать на 36 маленьких с изображенными на них персонажами. Большие карточки раздаются детям. У ведущего – маленькие цветные карточки. Вариант 1.
Преподаватель показывает и называет детям героя балета-сказки. Задача учащихся – найти у себя этот персонаж и закрыть его маленькой карточкой. Выигрывает тот, кто первым закроет всю большую карту. Вариант 2.
Преподаватель показывает изображение. Ученики должны назвать героя балета. Тот, кто нашел этот персонаж на своей большой карте, закрывает его маленькой карточкой. Вариант 3. Большие карты раздаются учащимся. Маленькие карточки выкладываются на стол картинками вверх. После знакомства с содержанием, например, балета «Щелкунчик» играющим предлагается найти у себя на картах персонажей этого балета и закрыть их маленькими карточками. После этого игроки по очереди называют героев балета. Выигрывает тот, кто назовет всех героев балета правильно. Точно также обыгрываются персонажи «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Вариант 4. Большие карты раздаются детям. Маленькие карточки выкладываются на стол картинками наверх. По команде учителя дети должны маленькими карточками как можно быстрее закрыть на своих карточках героев только «Щелкунчика»; героев только «Спящей красавицы»; героев только «Лебединого озера». Для музыкального знакомства с содержанием балетов П.И. Чайковского можно использовать также литературно-музыкальные композиции «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» в облегченном переложении для фортепиано, а далее сочетать звучащие музыкальные отрывки с описанными выше условиями игры «Музыкальный путь». Хорошим подспорьем на современном уроке могут стать задания из лицензионных интерактивных музыкальных игр в серии развивающих детских программ «Играем с музыкой» на запоминание музыки и развитие тембрового слуха: - «Щелкунчик» по творчеству Чайковского;

- «Волшебная флейта» по Моцарту;

- «Алиса и «Времена года» по Вивальди.

Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что игровые формы работы на уроках слушания музыки способствуют: 1. освоению предметного материала и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации; 2. развитию воображения и фантазии учащихся, формированию нового взгляда на мир, воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию; 3. творческому вхождению в музыкальную реальность, созданию возможностей для самовыражения учащихся, открытию поля творчества; 4. активизации внимания учащихся; 5. дают простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в работе классические традиции обучения с передовыми

Новое на сайте

>

Самое популярное