Домой Аркады Группа компаний "рики". «Создать игру с рогаткой и летающими птицами мало. Нужно нечто большее Я всегда хотел свой мир

Группа компаний "рики". «Создать игру с рогаткой и летающими птицами мало. Нужно нечто большее Я всегда хотел свой мир

Рассказывает Илья Попов,

генеральный продюсер ГК "Рики", президент Ассоциации анимационного кино

Об истории студии

Наша компания появилась 18 лет назад. Поначалу мы не создавали анимацию, а работали в направлении промышленного дизайна детских товаров, занимаясь созданием настольных и компьютерных игр, книжных проектов и дизайном детских игрушек.

В 2003 году мы вели уже достаточно большое количество проектов и решили выбрать один, базовый, и сосредоточиться на нем. Таким проектом впоследствии и оказались "Смешарики". Прообразом персонажей стала игра "Сластены", которую мы разрабатывали в начале 2000-х. Ее героями были зверушки, живущие на конфетной фабрике и обожающие все сладкое, из-за чего они стали все круглыми.

Под запуск производства сериала была создана небольшая студия. В ней работало около 20 человек. Затем студия начала разрастаться. Сейчас в группе компаний "Рики" работает около 500 человек, и в состав группы входит уже не одна, а несколько анимационных студий.

О "Смешариках"

В проекте "Смешарики" есть оригинальность и честность, он не похож на другие и не заигрывает с детьми. Создавая проект, мы ориентировались в равной степени и на детей, и на взрослых, понимая, что они будут смотреть "Смешариков" вместе. В каждой серии проекта поднимаются очень важные темы, в том числе и философские. Здесь мы можем говорить, по сути, о развивающей драматургии как о важном элементе содержательной основы проекта.

Можно сказать, что "Смешарики" в каком-то смысле - современное перевоплощение "Винни-Пуха". Художественный руководитель проекта Анатолий Прохоров некоторое время назад даже ввел такой термин - "винни-пуховская философия". Все мы знаем, насколько любимым стал советский "Винни-Пух" Бориса Заходера и Федора Хитрука. В то же время популярен и "Винни-Пух" американский. Популярность персонажа и мультфильма объясняется отсутствием в сюжете героя-антагониста и историей, исключающей тему борьбы добра со злом.

В этом смысле "Смешарики" продолжают эту добрую традицию. "Смешарики" - не про войну и сражение, а про умение находить и видеть в каждом свою оригинальность. На стыке этой оригинальности из-за разницы во взглядах и темпераментах рождаются конфликты и здесь же находят свое решение. По этому принципу построен весь сериал. При этом советская классика, бесспорно, оказала и продолжает оказывать влияние на проект.

Раскадровка серии "Приятные новости"

О первенстве в анимационных сериалах

Почти десять лет мы очень активно занимались развитием "Смешариков", поскольку на момент запуска это был проект-пионер. С одной стороны, мы были первопроходцами, создавшими рынок с нуля. С другой стороны, как и любая компания, прошедшая столь тернистый путь, мы смогли получить максимум от рынка, поскольку подобного масштаба сериальных анимационных проектов до нас не делал никто.

Существовал на тот момент, конечно, всем известный и уважаемый "Союзмультфильм", некоторые проекты которого можно отнести к сериалам (тот же "Винни-Пух" или "Ну, погоди!"), но серии выпускались в лучшем случае по одной в год. Фактически то, что делалось 17 лет, дало нам 17 серий.

Мы же запустили в производство первый анимационный сериал и первыми представили и реализовали широкую лицензионную программу. Успех к проекту пришел где-то через три года: на горизонте 2005/2006 годов "Смешарики" набрали популярность.

О проектах и планах

С 2011 года мы начали развитие в форме группы компаний, параллельно начав инвестировать в один из ключевых проектов, которым мы сейчас занимаемся, - "Фиксики". Мы сотрудничали со студией Тимура Бекмамбетова, затем инвестировали в анимационную студию Toonbox.

На сегодняшний день нами создана такая структура, в которую входят и анимационная студия, и крупное лицензионное агентство. Шесть лет назад мы заключили эксклюзивное соглашение с американским холдингом Viacom и долгое время являлись мастер-лицензиатом всех брендов телеканалов Nickelodeon и MTV. В настоящий момент мы сосредоточились на своих проектах, так как их число стало слишком большим, чтобы рассеивать внимание.

В 2011 году вышел первый полнометражный фильм "Смешарики. Начало", и это дало старт отдельному направлению деятельности - работе с большим анимационным кино.

В конце 2017 года мы выпускаем в прокат сразу два фильма наших студий: третью часть полнометражной франшизы "Смешарики" студии "Петербург" и первый полнометражный фильм о фиксиках студии "Аэроплан". Кроме того, в 2016 году совместно с ВГТРК мы запустили сериал "Тима и Тома", получивший в этом году приз как лучший анимационный сериал на Фестивале анимационного кино в Суздале. Этот проект я смело могу сравнить с "Чебурашкой и крокодилом Геной", потому что по атмосфере это мир добрых персонажей, на который мы всегда и ориентировались.

О работе с зарубежными студиями и локализации персонажей

Партнером "Рики" стала известная американская компания Shout! Factory, достаточно долго присматривавшаяся к нашему проекту еще во время выхода первого полнометражного фильма.

Я задался вопросом, почему выбор пал именно на наш проект… Один из убедительных, на мой взгляд, аргументов заключается в том, что, несмотря на дублированную версию, нам удалось осуществить качественную локализацию с участием известных американских актеров и создать конечный продукт, который и в США смотрится как свой. Адаптация проекта коснулась имен персонажей, шуток, сюжетов и диалогов.

Многие американские компании, в том числе Disney, при адаптации для России и других рынков нередко заменяют шутки, иногда даже дорисовывают фрагменты и меняют героев. В этом смысле мы сделали то же самое, только в отношении американского рынка. Например, Копатыч - крестьянин в русской версии - превратился в фермера, а Пин - носитель образа немца-технаря - говорит по-английски, но с отчетливым немецким акцентом. Кстати, этот образ как раз таки попал в американскую аудиторию. Совунья в версии для США стала русской бабушкой Ольгой.

О российской анимации

Прежде всего нам не хватает кадров. В нашей стране, к сожалению, пока еще слабо развита школа специалистов среднего звена и аниматоров, и подготовка кадров является существенной проблемой для всей отрасли. Кроме того, в России анимационная индустрия находится лишь на стадии зарождения, когда многие компании продолжают искать свою нишу и совершать эксперименты, далеко не все из которых оказываются успешными.

Большой бизнес и крупные инвесторы еще пока только внимательно присматриваются к анимационной отрасли. Больших денег на нашем рынке сейчас еще нет. Мы находимся в ранней индустриальной стадии, которую уже давно прошли наши заокеанские коллеги.

Я могу сказать, что в России за последние годы, в том числе при участии Ассоциации анимационного кино, было сделано очень много шагов в направлении международного развития и продвижения российской анимации на зарубежных рынках. Пока российские компании показывают только первые успехи в этом направлении, но главное - участники рынка в целом получили понимание о работе на зарубежных анимационных рынках как таковых.

Если взять любой удачный кейс известной анимационной компании, это на 100% будет компания, успешная не только на локальном рынке, но и за его пределами. Нам предстоит (и это одна из задач Ассоциации анимационного кино и государства, которое продолжает оказывать поддержку) сделать российскую анимацию одним из успешных экспортных продуктов наравне с другими продуктами, которыми известна наша страна. На мой взгляд, это вполне осуществимая задача.

За последнее десятилетие мы видели, как с нуля рванула корейская и китайская анимация. Россия в этом смысле имеет гораздо более глубокие корни, чем те же Корея и Китай, поэтому у нас есть все шансы решить эту задачу. Чем больше в индустрии будет компаний, создающих проекты для локального рынка и при этом успешно развивающихся на других территориях, тем крепче будет наша анимационная отрасль.

По сюжету сокровища, которые ищут заяц Крош и Ежик, не имеют никакого отношения к кладу, который спрятал легендарный Колчак в нашем городе. Хотя большинству омичей на ум сразу приходят именно такие ассоциации. Персонажи обнаруживают карту со стертыми символами - знаками и буквами.

Авантюрист Крош незамедлительно решает, что это ключ к несметным сокровищам, и вместе с умным Ежиком пытается разгадать загадку. Оказывается это непросто…
Вообще-то круглые зверушки нечасто покидают свою страну, которая, видимо, находится очень далеко от Омска: персонажи преодолевают степи, пустыни, чуть не падают с высоких водопадов, пока уставшие не добираются до города, где другие герои - Кар-Карыч и Лосяш - встречают их у порога… радиозавода.

Идея связать историю поиска клада с омским предприятием возникла в прошлом году после знакомства генерального директора ОмПО «Радиозавод им. Попова» Ивана Полякова с генеральным продюсером компании «Мармелад Медиа» Ильей Поповым.

Создатель бренда «Смешарики» тут же решил рассказать детям о своем фамильном тезке, и за несколько месяцев в Петербурге был не только написан сценарий, но и готов видеоряд.

Основная цель сотрудничества омского предприятия с питерской студией анимации - формирование в сознании детей устойчивого положительного образа профессий, связанных с технической деятельностью.

К сожалению, сегодня учиться на инженеров и фрезеровщиков стало немодно, - заключает заместитель генерального директора по связям с общественностью ОмПО «Радиозавод им. Попова» Сергей Деменский . - И в технические вузы и техникумы идут только самоотверженные. Это неправильно. И самое печальное - у ребят сегодня нет стимула получать техническое образование - зачем это делать, если это не престижно?

Таким стимулом и должен стать масштабный проект, начало которому положил двухсерийный мультфильм «Тайна древних сокровищ». Двенадцать минут наполнены полезной информацией по максимуму: детям рассказывают, кто на самом деле изобрел радио, какими возможностями обладают радиоволны и даже показывают схемы сбора радиоприемника. Детям такие факты интересны: создатели сериала выяснили, что больше всего они доверяют самому технически подкованному персонажу – пингвину Пину.

Подарком к 55-летию завода стала немного переработанная версия мультфильма, которая сейчас размещена на официальном сайте предприятия. Но неизменной в обоих вариантах осталась песня об Омске, которая, по мнению Сергея Деменского, может стать новым омским хитом:

– Очень позитивная и оптимистичная песня. В ней не так много слов, но в них заложена очень глубокая мысль: да, Омск находится далеко, и «дойти», «доползти» до него очень трудно, но это вовсе не означает отсутствие в нем высоких технологий и тех самых бесценных сокровищ, которые нашли герои мультфильма.

Омск, правда, не первый город, который упоминается в «Смешариках». В одном из сезонов герои воспевают «славный город» Кострому, а Кар-Карыч признается, что бывал в Константинополе!

Стоит отметить и то, что «Смешарики» - один из самых успешных и продаваемых мультипликационных проектов на российском рынке. «Тайну сокровищ» уже транслируют на двух российских каналах, и права на показ мультфильма еще несколько лет назад купили и такие страны, как Германия, США и Иран. В англоязычных странах их называют GoGoRiki и KiKoRiki.Серию об Омске, скорее всего тоже скоро покажут за рубежом, и песенку о нашем городе споют даже иранские и американские дети.

Споем!

Песенка про Омск

Смотрят сосны сверху строго.
Под ногами даль и ширь.
А у нас лежит дорога…
Прямиком в Сибирь.

Если ноги не сотрутся,
И не заржавеет мозг,
Мы дойдём, доплывём, доползём,
До тебя город Омск, город Омск, город Омск!!

Кто-то пьёт компот из рога,
Кто-то в чай кладёт имбирь,
Ну, а нам легла дорога,
Прямиком в Сибирь…

Пусть осталось сил не много,
Это братцы не беда.
Лишь бы вывела дорога,
Сами знаете куда…

Президент Riki Group Илья Попов в детстве хотел стать космонавтом. Теперь он создает свои вселенные и, по собственным словам, летает в них - так что детская мечта отчасти осуществилась.


Riki Group начиналась в 1999 году с настольной игры для первоклассников «Путешествие по Санкт-Петербургу». Сейчас группа объединяет 18 компаний, включая продюсерский центр, четыре анимационные студии и интернет-издательство, в которых работают порядка 500 человек. Оборот лицензионных товаров, которые продаются под брендами «Смешарики», «Фиксики», «Пин-код» и другими, составляет около $230 миллионов в год. В целом же годовая выручка Riki Group оценивается в 7,2 млрд руб.


В рамках проекта «От идеи до миллиона» в «Лектории BBDO» Илья Попов рассказал, почему создание медиабренда - это игра «вдолгую», а с рынком и аудиторией надо быть осторожным.

Илья Попов, генеральный продюсер Группы Компаний «Рики», соавтор идеи сериала «Смешарики», Президент Ассоциации Анимационного Кино России

Я всегда хотел свой мир

Все годы, пока мы делали настольные и компьютерные игры, у меня в голове сидела идея - заняться строительством медиабренда. Придумать концепцию некого мира героев, которая живет в долгом формате. То, что называется модным словом «медиафраншиза».



К 2003 году мы уже всем, кому могли продать игры, по десять раз их продали. С другой стороны, работа с этими проектами позволила нам довольно быстро собрать одну из крупнейших в Санкт-Петербурге креативных команд - 150 человек. Мы сделали под тысячу продуктов, и масштабировать дальше их было бессмысленно. К тому же рынок сам по себе не бесконечен. А команду тема анимации тоже интересовала.


У нас был накоплен огромный архив иллюстраций и концепт-артов. Когда ты создаешь игру, одновременно ты должен придумать к ней мир, визуализировать, додумать, придумать игровые фишки, характеры, даже в логической игрушке нужен какой-то визуальный образ.

Как родились «Смешарики»

Почти год мы поэтапно отсматривали разные прошлые проекты. Одной из игр, которые мы сделали для концерна «Бабаевский», были «Сластены» (они никуда не пошли, заказчику не понравились).



Они сильно отличались от вида, в котором существуют герои сейчас, но какие-то отдаленно узнаваемые образы присутствовали. Когда мы отсматривали визуальные образы, наш арт-директор обратил внимание: смотрите, есть проект с персонажами в форме шариков. Так что «Смешарики» родились в формате отсева.

Проект для детей, который интересен взрослым

Изначально целевой аудиторией «Смешариков» были дошкольники и младшие школьники, они наиболее восприимчивы к анимации и героям. Если говорить с точки зрения глубокого маркетингового анализа:

  • Возраст 2-3 года - это период, когда родители готовы все что угодно потратить для своего чада, но само чадо не сильно восприимчиво к чему-либо.
  • От 3 до 7 лет - это когда дети тоже могут что-то хотеть.
  • После 7-8 лет наступает переход в школу, когда родители переключаются на образование.

Поначалу я пытался максимально четко позиционировать проект, и родились детские образы. Но когда начали подключаться режиссеры-сценаристы (тем более что проект сразу был запущен как сериальный), то им было интересно поэкспериментировать с разными жанрами.


По сути, первые сто серий были про всё, они никак не упаковывались в рамки. Там есть серии чисто философские, которые детям вообще не понять, есть очень детские серии, которые точно не для взрослых, но все это стало формировать вокруг проекта ореол семейного, и в тот период это хорошо работало.


Мы поняли, что «Смешарики» - это проект для детей, но он интересен взрослым. Дети с радостью смотрят всех «Смешариков», даже если не понимают, а взрослым интересно то, что несмотря на сюжет, там есть философский смысл, аллегории, шутки. Но это для нас стало миной замедленного действия.

Мимимишность для Китая

В мировой анимации есть свои законы. В полнометражной ты не можешь сделать фильм чисто детским, нужно захватить аудиторию широкую, семейную, потому что они основные деньги в кинотеатр несут. А вот сериальная телевизионная анимация - там жесткое позиционирование по возрасту. Когда мы пошли продавать «Смешариков» за рубежом, это стало неприятным открытием.


Например, в Германии - договариваемся с телеканалом, они показывают две-три серии, говорят: «Хорошо, мы заключаем контракт, присылайте 100». Присылаем 100, они 80 выкидывают, говоря: «Это не наш формат». Мы продавали проект для шестилеток, а принесли 80 серий, которые не для них.


А вот когда мы вышли в Китай, у нас был достаточно большой для выбора объем серий. Для Китая, как и для Америки, мы порой меняли смысл диалогов. Очень многие вещи сильно упрощались, и в России они говорят про одно, а в Китае и в Америке про другое.


В Китае для нас сработал кавайный принцип - мимимишность самих персонажей - все просто радостно влюблялись в визуальный образ.


А в России первые серии до сих пор ротируются на ТВ. Но в «Фиксиках» мы такой подход к аудитории сразу отмели.

Хочешь быть успешным? Откажись от лишнего

В 2008 году грянул очередной финансовый кризис, мы оказались перед дилеммой. Мы пошли в самостоятельное производство товаров под брендом «Смешарики», и у меня две трети средств компании было не в производстве контента, а в товарах.


Мы поняли, что конкурировали с собственными лицензиатами, это было плохо . И приняли решение: мы медийная компания, наш бизнес - создавать миры, а не продукты.


По той же причине мы отказались от «Лунтика». Когда проект запускался, команда, которая его создала, приходила к нам, и мы посчитали, что он, с точки зрения создания вселенной, слишком мал. Хотя, надо признать, «Лунтик» успешно завоевал свою аудиторию. По сути, это был первый и единственный проект, который был создан специально под «Спокойной ночи, малыши» и в середине 2000-х активно отрабатывал этот тайм-слот.


«Смешарики» уже выросли настолько, что мы составляем рейтинги персонажей. Крош бессменно на первом месте. А Нюша никогда не вырывалась на первые места из-за неоднозначного характера. Панда была «приглашенным гостем» на две серии, и они настолько вырвались по просмотрам вперед, что мы стали делать серии с ней дальше. В результате Панда оказалась на одном из первых мест. А Крош – просто главный траблмейкер, этим и цепляет.

Когда нужно обогнать конкурента

В 2009 году мы осознали, что аудитория классических рисованных «Смешариков» начинает сжиматься, потому что у детей появляется новый выбор. Например, «Маша и Медведь». И мы четко осознали - нужно сегментировать «Смешариков» по разным аудиториям.


Теперь у нас есть:

  • «Малышарики» - для самой младшей аудитории,
  • Классические «Смешарики»,
  • «Смешарики» в 3D,
  • «Пин-код» - проект, ориентированный на школьную аудиторию с образовательной частью, и полнометражные фильмы.

Так мы стали работать и общаться с разными аудиториями на разных языках, персонажи визуально отличаются, и эта история уникальна, мало какие проекты могут позволить себе так делать.


«Малышарики» - это было решение сделать сериал не в поддержку лицензионной программы, а потому что мы осознавали, что на аудиторию 2-4 годика такого не то, что в России - в мире нет. «Пеппа» постарше - для трех-шести лет. Двухлетние дети могут смотреть все, что движется. Даже рекламу будут смотреть с удовольствием, картинки их привлекают, но тут работает вопрос мамы или папы.


В «Малышариках» образовательное - основа проекта : есть простая трехминутная история, подходящая для малышей, и обязательно в каждой серии оригинальная песня, которая знакомит с цветами, животными, формами и так далее.


Сейчас мы готовим к запуску проект «Динозавр Рики» совместно с компанией, которая участвует в «Фиксиках». Пилотная серия будет готова к осени. Это история о мире, где живут динозавры. Есть Папазавр, Мамазавр, Бабушка Лохнеся и другие. Яркий комедийный проект, очень легкий, на 6-8 лет позиционируется, но всегда есть ядро аудитории, а дальше вопрос, насколько удается за счет визуальных образов, за счет сюжета расширить историю.

Первый полнометражный фильм или игра «вдолгую»

Каждый раз, когда мы подготавливаем проект, мы обязательно продумываем, как он будет зарабатывать деньги. Хотя это удается не всегда.


В 2011 году мы делали первых полнометражных «Смешариков». Тимур Бекмамбетов выступил продюсером по этому фильму, и мы с ним договорились снять проект «Алиса знает, что делать», рассчитанный на аудиторию 12-14 лет. По мотивам книг Булычева.


Мы купили права на экранизацию, довели до ума целую вселенную. Сняли полный сезон, и сейчас у нас завершается работа над полнометражным 3D-фильмом. Мы сразу замахнулись, чтобы этот проект был высокобюджетным, крутым, «по-бекмамбетовски».



Продакт-плейсмент для каких-то наших брендов подходит, для каких-то нет. С «Тимой и Томом» мы это не собираемся делать. А в «Фиксиках» мы выпускаем порядка трех спонсорских серий в год, когда продаем компаниям готовый упакованный проект. Так как «Фиксики» изначально про то, как устроены механизмы, техника и все вокруг, то логично и красиво получается, когда компания, производящая холодильники, заказывает серию про то, как устроен холодильник.


Наши «Хамелеоны» уже вызвали большой интерес у зарубежных каналов. Этот проект возродился из прошлого полнометражного фильма: смешарики попадают в джунгли, где встречают племя хамелеонов. Классический пример такого развития темы - «Мадагаскар», после которого сняли мультик про пингвинов. «Хамелеоны» появятся к концу 2018-началу 2019 года.


Любой анимационный проект - история долгая , важно анонсировать проект не сильно рано, не сильно поздно. Чем раньше ты начинаешь работу над проектом, тем более эффективно его продаешь.


От момента, когда мы начинаем разработку проекта до момента, когда можно сказать, что проект состоялся, нужно снять как минимум пару десятков серий. Обычно это 2-3 года.

Вселенная супергероев

Когда два года назад мне принесли первые материалы по «Защитникам», я загорелся этой темой. Мы с Сариком Андреасяном обсуждали идею создавать вселенную, запускать анимационные проекты и все вокруг, но материала было мало. Основная проблема - скорость развития. Нельзя перепрыгнуть этап построения фанатской базы.


Все первые полнометражные фильмы по супергероям выходили после комиксов, сериалов. Еще работает фактор рынка и аудитории. «Метро 2033» имеет аудиторию, но недостаточную, чтобы запустить большой проект.


С детской аудиторией все по-другому. Дети быстро «заражаются» и теряют интерес, но с ними можно в историю поиграть, они гораздо восприимчивей. Ребенок читает комиксы, вырастает, ему показываешь фильм, и слой за слоем, потратив 20 лет, можно создать вселенную российских супергероев и успешно ее развивать.


Но вопрос: а) позволяет ли это внутренний рынок, а российский рынок, маленький сам по себе, этого не позволяет; б) есть ли такие сумасшедшие инвесторы, готовые ждать 20 лет.


Я считаю, что вариант через фильм возможен, «Защитники» - значимый эксперимент для отрасли, за ним придут и следующие, и вселенная российских супергероев рано или поздно появится.

Спешите смотреть онлайн 149 серию Смешарики "Тайна древних сокровищ". Крош и Ёжик раздобыли где-то старинный манускрипт с загадочными знаками и символами. Кролик предположил, что это самая настоящая карта сокровищ. А не похожа она на карту, потому что зашифрована. Конечно, юные сыщики решили разгадать тайну древних сокровищ. Вооружившись лупой, Крош нашёл первую подсказку. И пусть она была частично смазанная, для них это не преграда, они сумеют её расшифровать. Для этого смешарикам понадобилась помощь Лосяша, вернее его архив. В библиотеке они попытались найти что-то похожее на знаки, нарисованные на карте. Смешарики перелопатили множество книг, ничего не объясняя при этом Лосяшу. Наконец кролику попалась азбука радиолюбителя, на обложке которой они увидели знакомый символ.

Забрав книгу, смешарики ушли, оставив хозяина разбираться с разгромом в его библиотеке. Крош и Ёжик, изучив азбуку радиолюбителя, поняли, что это не карта, а схема. И по ней они должны собрать какой-то мощный артефакт, по которому они смогут найти сокровища. Собрав воедино все элементы схемы, приспособив для этого кости и консервные банки, они включили конструкцию в розетку. Ёжика ударило током. Была собрана другая конструкция, потом третья и так далее. Все их постигала участь первой. В итоге смешарикам понадобилось разъяснение Карыча. Оставив Ёжика искать детали с определённым знаком, Крош отправился к ворону, чтобы тот рассказал всё о Попове, имя которого было указано в азбуке и в найденной схеме. Карыч пояснил, что Попов знаменит созданием радио. Когда Крош вернулся домой, Ёжик уже собрал артефакт, который был похож на Нюшу. На ней были наушники, а вместо носа ручка переключателя каналов.

Крутя ручку и слушая по радио разные песни и новости, Смешарики чертили по ним схему. Была охвачена вся карта мира. Точнее пять городов, находящихся на разных континентах. Потом друзья по схеме соединили эти города, и точкой соприкосновения всех линий оказался сибирский город Омск. Юные туристы отправились в путь. Нелёгкой и долгой была их дорога, которая проходила через горы, быстрые реки, тайгу и даже пустыню. Наконец Крош и Ёжик оказались в Омске. Схема их привела к зданию с колоннами, на пороге которого их уже поджидали Карыч и Лосяш. Старшие друзья сказали, что давно ждут путешественников, которым понадобилось столько времени на разгадывание их подсказок. А это здание не древний храм с сокровищами, как думали юные Смешарики, а ничто иное, как музей радио. Схема же, по которой собирали артефакт Крош и Ёжик, была схемой радиоприёмника. Так тайна древних сокровищ оказалась разгадана, а кролик и ёж теперь могут считаться настоящими радиоинженерами.

Новое на сайте

>

Самое популярное