Домой Стратегии Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда. Мастер-класс для педагогов «Игры с песком на интерактивном комплексе «Колодец» как средство формирования речевых навыков у детей с ТНР Игры с живым песком в работе логопеда

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда. Мастер-класс для педагогов «Игры с песком на интерактивном комплексе «Колодец» как средство формирования речевых навыков у детей с ТНР Игры с живым песком в работе логопеда

Игра с песком ребенка с ДЦП

Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«Выровняй дорогу»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«Что под песком?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

«Ямка»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

«Помоги зайцу»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

«Секрет»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

«Добрый великан»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

«Путешествие»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

«Буря»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

пропедевтика и коррекция фонетико - фонематических нарушений речи.

Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

«Индюки»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

«Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

«Часики»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

«Накажи непослушный язычок»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

Автоматизация звуков.

«Сильный мотор»

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

«Горочка»

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка»

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

«Совпадение»

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Спрячь ручки»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два города»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"Мой город".

Цель.

Развитие фонематического восприятия.

Оборудование:

Песочница, фигурки и конструктор для постройки города.

Ход игры.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

пропедевтика и коррекция лексико-грамматических Нарушений речи

«строители» (2-3 занятия)

Цель.

Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование:

Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).

«Чего не стало»

Цель.

Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Оборудование:

Песочница с влажным песком.

Ход игры.

Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«Подбери слово»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

«Родные слова»

Цель.

Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.

Оборудование:

песочница с песком, песочные часы.

Ход игры.

В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

«Я делал - я сделал»

Цель.

Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю -закапывал, откапываю -откапывал).

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

Ход игры.

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

«Зверюшки на дорожках»

Цель.

Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.

Ход игры.

Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

Игры с песком на интерактивном комплексе «Колодец» как средство формирования речевых навыков у детей с ТНР.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то их трудно переоценить - это и сенсорный материал, предметно-игровая среда, и материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, познания. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Слайд № 2 У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Слайд № 3 В России по данной теме ведутся исследования в Институте специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга Грабенко Татьяной Михайловной - доцентом кафедры общей и специальной педагогики и Зинкевич-Евстигнеевой Татьяной Дмитриевной директором Санкт-Петербургского Института сказкотерапии.

Слайд № 4 В ноябре 2015 года в нашем учреждении в комнату интерактивного обучения «Донская мозаика» был приобретён комплекс песочной анимации «Колодец» и интерактивная сенсорная панель «Облако» которая позволяет в режиме ОНЛАЙН производить видео и фотосъёмку проводимых игр и упражнений на интерактивном столе песочной анимации. За этот сравнительно небольшой период уже можно говорить о том, что те формы работы и технологии, которые мы используем способствуют не только художественно-эстетическому, но и всестороннему развитию детей, и особенно развитию речи.

Слайд № 5 Цели:

Эмоциональное благополучие ребенка,

Самоактуализация,

Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности:

Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».

В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, речь и моторика.

Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Слайд № 6 В самом начале использования интерактивного столика «Колодец» у нас появились правила игры с песком . Их знают и выполняют все дети:

береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы;

песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей;

у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

Свои правила у нас есть и для педагогов:

1. ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе;

2. структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка;

3. необходимо создавать пространство для самовыражения, а не устанавливать жесткие рамки и правила;

4. надо ценить инициативу ребенка и его мнение;

5. важно стимулировать развитие творческих ситуаций вопросами, а не готовыми ответами;

6. нужно поддерживать ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные задачи.

Слайд № 7 В логопедической работе с помощью игр с песком решаем следующие задачи

Развитие диафрагмального дыхания

Регуляция мышечного тонуса

Развитие артикуляционной моторики

Автоматизация звуков

Развитие фонематического слуха

Словарная работа

Звуковой анализ слов

Обучение грамоте

Связная речь

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Слайд № 8 Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

- «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Слайд № 9 Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики .

Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

Погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .

При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше - и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Жучки - паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Слайд № 10 Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .

«Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Слайд № 11 Словарная работа

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Слайд № 12 Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка - быстрая, блюдце - пластмассовое, тигр - полосатый).

Слайд № 13 Автоматизация звуков

«Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

«Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

«Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Слайд № 14 Развитие фонематических представлений

«Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Пространство делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Слайд № 15 Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Слайд № 16 Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Слайд № 17 Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Вывод:

Использование песочных игр с детьми позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Евгения Журавлева

инетический песок в работе с детьми логопедической группы

Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен, это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая стабилизирует эмоциональное состояние. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми .

Песочная терапия помогает :

1. Справиться со страхом и неуверенностью.

2. Вскрыть ресурс в отношениях и обстоятельствах.

3. Активизировать творчество и спонтанность.

Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Но наряду с правилами в группе и на участке детского сада есть место, где ребенок сможет позволить себе просто быть : быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать. Такое пространство предоставляет детям «педагогическая» песочница с волшебным кинетическим песком .

Идея использования кинетического песка в работе с детьми , имеющими нарушения в речи, возникла не случайно. Первым нашим опытом с кинетическим песком , был опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста. Когда появилась возможность приобрести кинетический песок , мы совместно с родителями воспитанников, согласились поэкспериментировать, попробовать его в обучении. Можем с уверенностью сказать, что эксперимент удался! И родители, и педагоги отметили ряд положительных моментов. Например, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Использование «педагогической» песочницы в работе с детьми раннего возраста строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Также известно, что в этом возрасте самое пристальное внимание необходимо уделять развитию сенсорики и мелкой моторики детей. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Начало развитию мышления даёт рука.

Дети были в восторге от занятий с песком и выполняли все задания с удовольствием. Из дома они принесли маленькие игрушки из шоколадных яиц, которые закапывали, строили для них домики, всевозможные сооружения : замки, горки, башни, гаражи, бассейны. С помощью формочек лепили уточек, бабочек, а также куличики, пирожки, колбаски, сосиски, и многое другое. Со временем мы заметили, что такой мега-тренажёр положительно повлиял не только на развитие речи у детей, но и на развитие творческих способностей, воображения у малышей. Они стали лучше разговаривать, начали появляться элементы связной речи, дети стали интересоваться чем-то новым, росли их желания познавать мир самостоятельно, экспериментируя. Всем известно, что малышам трудно сидеть на одном месте , молчать, подчиняться инструкциям, они могут быть вспыльчивы, раздражительны, очень подвижны или наоборот замкнуты в себе. Но стоит отметить, что при использовании кинетического песка улучшилось общее эмоциональное состояние детей, наблюдались изменения и в поведении : они стали спокойнее, более усидчивы, внимательны к заданиям и процесс познания (обучения) для них стал интересным, радостным и приятным.

Однако сейчас мы все чаще встречаем детей с речевыми нарушениями. И мы убедились в этом, начав работу с детьми логопедической группы . У одних дошкольников речевое нарушение быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме обычного нарушения звукопроизношения, ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например, ОНР, алалией, дизартрией, заиканием и т. д. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Все это требует более тщательного подбора методов работы с детьми , имеющими нарушения в развитии речи. По нашему мнению, одним из таких методов является арт-терапия, в частности, песочная терапия , а именно использование кинетического песка . Поэтому работа по использованию кинетического песка , начатая с детьми раннего возраста нашла свое продолжение и в логопедической группе .

Цель использования кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трех лет) - это развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора. Увлекательная игра в песок развивает мышление , память, внимание, воображение. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического эксперементирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к активному развитию.

Кинетический песок (с 3 до 6-7 лет) обладает всеми теми же достоинствами, что и для детей раннего возраста, кроме того развивает самовыражение и сапомознание, умение выражать свои чувства и эмоции, развивает творческий потенциал, образно-логическое мышление. Занятия с кинетическим песком формируют уверенность в себе, способствуют эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации. С помощью песочных игр можно корректировать поведение ребенка, его эмоционально- личностные качества. Игра с кинетическим песком является еще и отличным диагностическим методом, дает возможность увидеть и понять , что происходит у ребенка внутри, его переживания, эмоции, страхи, дает возможность отработать негатив , проработать конфликтные ситуации в игре. Все это позволяет успешно использовать кинетический песок .

Конкретное содержание указанных целей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, поставленных задач, и может реализовываться в различных видах деятельности, указанных во ФГОС ДО (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок , общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого , самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, изобразительная (рисование на песке, лепка, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Игры с таким песком можно использовать как часть развивающего занятия или как полное занятие. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливать жестких рамок и правил, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка. Образовательную деятельность следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Подбирая материал для работы с логопедическими детьми , мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.

В заключение обращаем ваше внимание на многообразие направлений, получивших свое развитие при использовании кинетического песка в работе с детьми логопедической группы :

во-первых, игра с этим материалом способствовала развитию мелкой моторики, а также интенсивному развитию всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление) ;

во-вторых, так как кинетический песок обладает своеобразной текстурой, у детей во время занятия активно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта» ;

в-третьих, игра в песочнице способствует тому , чтобы у логопедических детей развивалось творческое воображение, существенно усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно ;

в-четвертых, на эмоциональное состояние ребенка манипуляции с песком оказывают благотворное влияние. Игра поможет детям раскрыться и приучит к концентрации внимания;

в-пятых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка с речевыми нарушениями;

в-шестых, песок , как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми .

С течением времени, при дальнейшем активном участии воспитателя, которое заключается в постоянной поддержке и дальнейшем развитии приобретенных детьми игровых навыков , у них заметно развивается способность вступать в конструктивные речевые диалоги, налаживать отношения со сверстниками в игре и вне игры, а также мирно разрешать возникающие конфликты, используя речь в качестве основного эффективного коммуникативного средства. Все это позитивно влияет в целом на развитие речи, на уменьшение различных нарушений в поведении детей и на снижение частоты и интенсивности агрессивных проявлений в течение дня в группе детского сада . Начало работы с детьми логопедической группы показало , что использование кинетического песка дает положительные результаты : способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы в этом направлении .

Наталья Ткачева

Использование игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми , имеющими нарушения речи очень эффективно, так как все дети с большим удовольствием играют в песок . Поэтому перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Цель работы : коррекция всех компонентов речи, развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, гармонизация психоэмоционального состояния.

Задачи :

Развивать тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.

Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности.

Расширять словарный запас.

Осваивать навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.

Помогать в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Преимущества песочной терапии сводятся к следующему :

во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".

в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

в-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице , педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

Песочная терапия , как ведущий метод коррекционного воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры , с использованием песочной терапии , делятся на три направления :

1. Обучающие игры , такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, работаем над дыханием, развивается внимание, память и фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

2. Познавательные игры , с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры , с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Основные принципы игр на песке очень точно изложены в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко «Практикум по песочной терапии » .

Они считают, что для организации игр на песке необходимы следующие принципы :

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2. «Оживление» абстрактных символов : букв, цифр, геометрических фигур.

3. Реальное «проживание» , проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в реальное и наоборот.

Моделирование игр-сказок на песке.

При моделировании игр-сказок на песке мы стараемся придерживаться тех же этапов игры , которые выделяет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Этапы игры :

1. Введение в игровую среду.

2. Знакомство с игрой и ее героями.

3. Моделирование конфликта, трудностей.

4. Выбор помощи.

5. Борьба и победа.

6. Утверждение победы.

7. Перспектива дальнейших приключений.

В начале игры даем установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные присказки, потешки. Затем дети слушают начало истории, сказки и строят в песочнице все , что требуется по сюжету игры . Ребенок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Простая игра помогает решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них – это развитие фонематического слуха, то есть умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в словах.

Мы можем использовать разные буквы : пластмассовые, вырезанные из наждачной бумаги, из картона. Можно не только писать буквы пальцем, но и лепить их из песка. На песке легко создавать, исправлять, восстанавливать слова. Писать можно чем угодно : пальцем, палочкой.

В конце каждой сказки происходит восстановление или преобразование сказочной страны . Такими незатейливыми сказками мы стремимся создать пространство , в котором каждый ребенок смог бы почувствовать себя успешным, смог бы решить какие-то свои невысказанные проблемы.

Обычно используются игры , которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии» :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

«Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Нам неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.

Логопедические игры , применяемые в развитии звуковой стороны речи.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха :

Выбрать фигурки, в названиях которых есть звук (а) или другой гласный;

Выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизированный звук (с) или (ш) и т. д.

Затем задание можно конкретизировать : составить устно предложения, в которых слова со звуком (с) находятся в начале, середине, конце слова. Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач : закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука, развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его рёбрами ладоней. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиками, потом палочкой, держа её как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки» . На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.

Нравится детям игра «Мой город» . Даётся задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устно рассказ об этом городе и его жителях.

Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов . Если звуко-произносительная сторона речи ребенка не страдает , нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты :

Значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям ;

Развивается мелкая моторика рук;

Развивается фонематический слух и восприятие;

Закрепляются навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

Расширяется словарный запас;

Происходит освоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза ;

Развивается связная речь, лексико-грамматические представления;

Происходит освоение навыков чтения и письма;

Сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.

Таким образом, игры на песке помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию звуко-буквенного анализа, речи, произвольного внимания и памяти.


Картотека игр с песком (старшая и подготовительная группа)

«Общим словом назови и запомни»

Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Стимулирующий материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры:

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.

По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.

Игра «Песочные узоры»

Цель игры: дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.

Для данной игры потребуется поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям.

Суть игры: родитель сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку. Остальные дети могут понаблюдать, как сыплется песок, образуя горки, дорожки и различные узоры.

Конус с дыркой мы возьмём,

Песок сыпать начнём.

Кулёк качается,

узор получается.

«Кондитер». Высыпая сухой песок через картонную воронку на большой кулич – «торт», прорисовывать узоры.Дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений. Закреплять представление о профессии кондитера.

«Замок сказочных котов» — украшать «замок» (конус из песка) куличиками с помощью формочек «котята». Развивать воображение, сенсорику, аккуратность.

«Подземные туннели» . Предложить детям прокопать сообщающиеся туннели в мокром песке. Закреплять представление детей о свойствах песка, развивать воображение, умение действовать по замыслу.

«Путь сквозь гору». Предложить детям прокопать ровный туннель в «горе» (конус из песка) , проложив «шоссе» для игрушечных автомобилей. Закреплять представление детей о свойствах песка, развивать воображение, умение действовать по замыслу.

«Рисуем палочкой»

Данная игра особенно подходить для неспокойных, эмоциональных детей.

Цель игры: развитие усидчивости, внимания, фантазии.

Суть игры: воспитатель предлагает ребенку порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение.

Здравствуй, песок!
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной сто-роной;
перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - …»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Песочный дождик
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песоч-ницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Песочный ветер
Цель: формировать умение управлять вдохом-выдохом.
Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.
Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Необыкновенные следы
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).
«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

«Подземные жители» («Кроты»)
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Оборудование: Песочница.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Ход игры: Педагог. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами - искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
Песочные прятки
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, об-разного мышления, произвольности.
Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Первый вариант
Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку - «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе - несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Педагог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
« Секреты сухого и мокрого песка»
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоя-щие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» - взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» - другая часть песка увлажняется через разбрызгива-тель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры - вы превратитесь в волшебников-строителей.
Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы». Игра «Норки-холмики»
Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке - жилище для мышки, лепит холмики - жилище для черепашки.
Песочные строители
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Ход игры: Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф - только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
Кто к нам приходил?
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Оборудование: Песочница, набор формочек.
Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает фор-мочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания - игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Узоры на песке (1 вариант)

Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..
Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу - из треугольников.
Узоры на песке 2 вар.
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы - ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Песочный круг
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Победитель злости
Цель: стабилизация эмоционального фона у детей; формирование умение справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет - каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней - успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Угадай на ощупь

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.
Заборчики
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, камешки.
Ход игры: ребенок руками лепит заборчики по кругу.

«Волшебные отпечатки на песке» Педагог и дети оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.
Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели
Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, игрушечные деревья, цветы, грибы.
Ход игры: Педагог. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, педагог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри - как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники - пальцы (педагог сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов).
Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели
Ход игры: Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка.
Мы едем в гости
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».
Ход игры: Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за - из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Педагог. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?
Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.
В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.
Детские секретики
Цель: формировать умение у детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Оборудование: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.
Ход игры: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изо-бражениями дерева, реки, гор, леса, домов.
Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
Веселые соревнования
Цель. Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Разви-вать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.
Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).
Ход игры. Педагог предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова: Побежали вдоль реки пальцы наперегонки.
Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали. Болельщикам вручают приз.
Волшебный клад
Цель. Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.
Оборудование: песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.
Ход игры. В руках педагога — кукла-волшебница из Страны Чудес. Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад.
Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
Игра «Путешествие в сказочный город»

Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.

Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

Игра «Новая квартира куклы Маши»

Цель: Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Квартиру кукла Маша получила

И мебель в магазине закупила:

Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол

Занес в квартиру грузчик и ушел.

Куда же мебель расставлять?

На помощь Мишку надо звать.

Медведь откликнулся на зов,

План начертил и был таков.

Одна опять осталась Маша,

И загрустила кукла наша.

Поможем мебель ей расставить,

По плану в комнату поставить.

Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.

Игра «Строители на сказочном острове»

Цель: Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Замки, башни и дворцы

Возвели строители-творцы.

Но черные тучи вдруг набежали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться только успели,

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушено все: только камни одни.

Вот что осталось от этой страны.

Теперь не существует дивной красоты.

Остались лишь одни мечты, что.

На этом письмо прерывается.

Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

Что это был за человек?

Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

Игры с решетом

Цель: Развитие тактильных ощущений.Знакомство со свойствами песка.

Новое на сайте

>

Самое популярное